Жители крупного белорусского села Г. давно остались без жилья и крова. Немцы сожгли их село, разграбили и уничтожили. Немногим удалось спастись бегством, и они ушли в темные и густые белорусские леса. В лесном лагере, в немецком тылу, обосновались советские люди, охраняемые партизанским отрядами.
Но пришло время - и фронт вновь приблизился к этим местам. Но теперь немецкие войска поспешно отступали, теряя людей, машины и оружие. И вскоре выдался радостный для жителей лесного лагеря день. Невдалеке от леса, где долго гремели пушки, застучали теперь топоры, визг пил эхом разнесся по лесу. Лесные разведчики принесли весть: «Это наши! Это Красная Армия!..»
Поблизости на реке красноармейцы строили переправу. Жители лесного лагеря вновь оказались на советской земле. Обрадованные и счастливые они вышли из лесу на простор реки. Мужчины наловили рыбы, женщины сбегали за ведрами и кастрюлями и здесь же на берегу, над дымными кострами стали стряпать для солдат уху. Со строящегося моста доносились слова команды, стук молотков. Как радостно было слышать это людям, так долго знавшими только огонь и разрушение!
Бывалый сапёр, отличный понтонёр и снайпер, награждённый орденом Красного знамени и двумя медалями, Иван Васильевич Собянин по просьбе новых друзей рассказал, как бойцы форсировали водный рубеж, тот самый, через который теперь сапёры перебрасывают деревянный мост.
- Первые бойцы сошли в реку ночью, - начал свой рассказ Иван Собянин. - Группа автоматчиков пустилась вплавь в полуводолазных костюмах с надувными резиновыми поясами, остальные плыли в резиновых лодках и на плотиках. Автоматчики вышли на другой берег в том месте, где немцы меньше всего ожидали удара. На вражеском берегу завязался ожесточённый бой.
Подразделение под командованием майора Ремизевича отвоевало плацдарм. Утром мы уже переправлялись на понтонах и понтонных плотах. Нам удалось перебросить через реку артиллерию и танки. Немцы ожесточённо сопротивлялись, они пытались сбить переправу артиллерийским огнём, но было уже поздно. Сопротивление мы сломили. Наши танки ринулись в прорыв, а за ними пехота...
Пока рассказывал Иван Васильевич, в вёдрах поспела уха. Бойцы с аппетитом поели и поблагодарили жителей лесного лагеря. Пришло распоряжение трогаться в путь. Сапёры закончили наведение моста. По только что построенному мосту потянулись на запад автомашины с боеприпасами и продовольствием.
Жители лесного лагеря проводили бойцов, пожелав им счастливых боёв, и, вернувшись в свой лес, стали собираться в путь - к своему сожжённому селу, восстанавливать жизнь.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.