Только ответив на этот вопрос, мы сможем понять, насколько рациональны (или бесцельны) повышенные затраты, которые мы несем на обучение будущего рабочего в ПТУ. Только ответив на этот вопрос, мы сможем сказать, что лучше, что хуже, какой системе подготовки кадров отдать предпочтение в будущем.
К сожалению, мне не удалось получить объективную оценку у заинтересованных сторон.
Дмитрий Николаевич Матвеев, директор ПТУ-46, хвалил свою систему, а о БИО выразился резко:
— Все это муть с наваром.
И сослался на свой личный опыт, когда он, серебряный медалист, решил после средней школы пойти в рабочие. В цеху его закрепили за хорошим производственником. Но у того был план, норма, и постигать тайны профессии Матвееву чаще всего приходилось из-за чужого плеча. Уборщиц в цехе не хватало, и уборка опять-таки была делом новичков. И на сельхозработы в первую очередь посылали их же. И когда траншеи нужно было рыть под фундамент новых зданий или ямы для деревьев — опять шли они, молодые. Квалифицированного не пошлешь — он дает план цеха. В общем, пришлось со временем Матвееву выруливать в ПТУ и там получать профессию оптика-механика.
Людмила Владимировна Лясковская, заместитель начальника отдела технического обучения ЛОМО, наоборот, стоит за БИО и групповой метод обучения. Тем более что на ЛОМО хорошая учебная база: 29 учебных лабораторий, кабинет программированного обучения, кабинет тренажеров, где развиваются навыки, необходимые в работе оптика. А потом еще есть курсы, где рабочие могут проходить теоретические дисциплины и после сдавать экзамены на повышение разряда.
И дополнительный аргумент: многие из нынешних мастеров, сменных инженеров, начальников цехов и других руководителей пришли когда-то на завод учениками.
Короче, всякая система подготовки хороша. Все зависит от того, насколько серьезно поставлено обучение.
Такой объективный показатель, как сравнительный анализ работы выпускников ПТУ и БИО, тоже ничего не дал. Глубокого параллельного исследования по двум этим категориям молодых рабочих объединение не проводило. Брать же за основу конкурсы профессионального мастерства не имело смысла. Среди 400 выпускников ПТУ этого года и примерно такого же количества прошедших выучку по БИО всегда найдется группа мастеровитых парней, которые могут стать победителями конкурсов, но вряд ли окажутся точной копией всей категории данных рабочих.
И тогда пришлось искать иные доказательства.
Процент текучки здесь относительно невысок и каждый год снижается, для чего объединение проводит целый ряд мероприятий, разрабатываемых и обоснованных отделом научной организации труда.
Но текучка тем не менее есть, и ее анализ наводит на размышления, связанные непосредственно с темой нашего сегодняшнего разговора.
Сначала цифры.
59,5 процента уволившихся по собственному желанию или за нарушения трудовой дисциплины (увольнения этого рода и являются текучестью кадров) имеют возраст до 28 лет.
57,6 процента увольняющихся проработало на ЛОМО менее трех лет.
53,2 процента увольняющихся имеют квалификацию на уровне 1 — 3-го разрядов. Причем более трех четвертей от этого числа имеют возраст от 18 до 22 лет.
Данные показывают, что при повышении разряда текучесть снижается. Так, у мужчин 1 — 2-го разряда она в 3,6 раза выше, чем у имеющих 5 — 6-й разряды.
Понятно, что стаж работы — это опыт, квалификация. А они определяют заработок, так вот при среднем уровне заработка на объединении в 136 рублей 74,4 процента уволившихся получали менее 120 рублей. Причем средний заработок увольняющихся составил 103 рубля.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.