Началась последняя практика. Еще полгода — и экзамены, а там уже совсем самостоятельная жизнь.
Анатолии Коваленко и Валентин Шахнович получили направления в механический цех запорожского завода «Коммунар».
— Что, Коваль, опять к нам! — задержал их у входа в цех высокий парень в голубом комбинезоне.
Толя только головой кивнул и покраснел. Было приятно, что его здесь еще помнят, и в то же время немножко стыдно оттого, что сам он забыл, как же зовут этого парня.
— Ну, и лады. Забегай, я сейчас на третьем. А цех не изменился. Все здесь знакомо по старым экскурсиям и прежним практикам.
Встретили их хорошо. Все-таки знакомые. К тому же план у цеха напряженный, людей не хватало, а тут без пяти минут дипломированные рабочие.
— Норму, знаю, пока не потянете, и все же постарайтесь, хлопчики.
Они не ожидали, что начальник участка предложит им сразу же самостоятельную работу, и, когда он исчез в другом конце цеха, радостно переглянулись: повезло. По совести сказать, они боялись, что и эту, последнюю, практику им придется провести «на подхвате» — подай, принеси, сбегай. И если уж доведется на часок встать к фрезерному, то все равно рядом недоверчивые глаза опытного рабочего и его нетерпеливые, постоянно вмешивающиеся руки. И понятно: у него же не только ученик, у него еще и план.
— Фрезероящер, — хмыкнул Валентин, увидев свой станок. Действительно, им достались станки далеко не первой молодости.
— Зато свои.
— Я просто так, я не жалуюсь.
Работа сказалась не слишком сложной. В основном нужно было следить за станком. А «фрезероящеры», к удивлению ребят, крутились как заведенные, без поломок и срывов. Начальник участка вначале раз десять за смену подходил к их станкам, стоял рядом, молча смотрел, не вмешивался. И они были благодарны ему за это молчаливое доверие и старались показать все, чему их учили и на что они были способны.
«Добросовестные ребята, — думал начальник. Он по опыту знал, что такие тихие и добросовестные ребята революции в технике не сделают, но и в деле не подведут. — За неделю на норму вышли. Хорошо бы и после практики заполучить их на свои участок».
Все-таки трудная это работа — смотреть! Крутилась фреза, срезая край заготовки, осыпалась в железный ящик радужная стружка, била из рожка тонкая струйка эмульсии. Коваленко держал наготове очередную заготовку, ожидая конца операции, и смотрел, как фреза одним только краешком касалась детали, а ее основная часть разрезала лишь воздух. «А почему бы не обрабатывать сразу две заготовки, даже три?!» Он тут же обозвал себя Маниловым и нахмурился, знал за собой этот маленький грех — мечтать иногда о несбыточном, о полетах на Марс, о съемках в фильмах, о любви самой лучшей девчонки из параллельного класса. А фреза, как пластинка, крутилась и крутилась. И мысль о возможности фрезеровать сразу несколько деталей никак не хотела уходить от него. Он выключил станок и пошел за помощью к Шахновичу.
Целую неделю друзья считали и чертили. Получалось. И оттого, что все в их расчетах сходилось, становилось не по себе. Если бы не вышло, спрятали бы они эти бумаги, забыли о своих прожектах, и шла бы их практика по-прежнему, тихо и спокойно. А тут все выходило, но получалось слишком просто. Именно эта простота и пугала их поначалу.
Смотреть на приспособление, изобретенное «петеушниками», собрался почти весь цех. Старый фрезеровщик, у которого друзья проходили еще первую практику, сокрушенно качал головой: «Я ж цей станок больше, чем жену, знаю. И на тебе!»
Нет, непросто молодым рабочим совершенствовать современное производство. Особенно если нет настоящей помощи и содействия со стороны старших, опытных товарищей, инженеров, конструкторов. Социологи подсчитали, что только пять процентов молодых рабочих, имеющих второй-третий разряд, более-менее постоянно занимаются техническим творчеством. Мало, обидно мало. И поднять этот процент можно только с помощью постоянной заботы старших о молодежи. Патент на право творчества должен принадлежать всем: от сегодняшнего школьника и учащегося профессионально-технического училища до академика.
За свое «приспособление для фрезерования с одновременным зажимом четырех деталей» учащиеся запорожского ГПТУ № 15 Анатолий Коваленко и Валентин Шахнович были удостоены звания лауреатов НТТМ. Успех? Несомненно. И успех не случайный. Ребята были подготовлены к нему. В училище давно существует общественное конструкторское бюро, в котором вместе с опытными мастерами и преподавателями работают и учащиеся. Работают на равных. Думают. Ищут. Здесь изучают все этапы конструирования и проектирования машин, учатся правильному составлению технической документации, разрабатывают технологические задания на проектирование, создают эскизы, технические и рабочие проекты... Ребята также знакомятся с передовиками производства и их достижениями в рационализаторстве и изобретательстве.
Подобные общественные конструкторские бюро о последнее время созданы во многих профессионально-технических училищах. Сейчас в учебных заведениях системы профессионально-технического образования — 2946 первичных организации Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов, в которых активно работают свыше пятисот тысяч учащихся.
Один из залов павильона «Профессионально-техническое образование» ВДНХ украшает огромное чеканное панно, посвященное дружбе народов СССР. Почти год трудились над ним учащиеся четвертого технического училища Баку. Это панно и стало своеобразной эмблемой, павильона во время работы четвертой Центральной выставки научно-технического творчества молодежи.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.