- Ну, ты посиди теперь тихонько, а я сделаю твой портрет. Ладно?
- Ладно, - сказал с благодарностью малыш. - А как сидеть, с выражением?
- Нет, уж, пожалуйста, сиди просто так, как раньше. Ну, хочешь, на, книжку почитай.
- Я уж не могу читать. Я буду всё ждать, как ты нарисуешь.
- Ну, делай вид, как будто читаешь.
- Как будто - это нехорошо.
- Почему нехорошо?
- Потому что ты же хотел нарисовать меня, как в жизни. А теперь уж я тебе разонравился? Да? Что ты так на меня глядишь? Разонравился?
- Как же я буду рисовать, не глядя на тебя! Вот чудак! - сказал Коля и приступил к работе.
Малыш сидел неподвижно, только изредка косясь на альбом и слегка вытягивая шею, чтобы заглянуть в рисунок. А Коля быстро разметил лист, определил границы рисунка, нанёс контуры связей... И вот через каких - нибудь полчаса на странице альбома появился бледненький, чуть - чуть горбатый мальчик с большими удивлёнными глазами и остреньким подбородком. Глаза получились совсем хорошо, и потому всё личико светилось, и мальчик на рисунке был по - своему даже хорош и привлекателен.
А пока Коля рисовал, стали подходить и другие дети. И скоро скамейку, на которой сидел Коля и его послушная модель, со всех сторон окружили ребятишки. Тихонько перешёптываясь, боясь помешать художнику, они осторожно заглядывали в альбом и теперь смотрели уже на бледного мальчика с уважением. Ведь не всякого же будет рисовать художник! Должно быть, мальчик заслужил такую честь.
Но вот портрет готов. Малыш заглянул и порозовел:
- Разве я такой?
- Такой, такой в точности! - закричали ребята вокруг. - Ну, прямо капелька в капельку!
Коля постарался в портрете смягчить некоторые черты болезненности, которые проступали в облике малыша, и позу он выбрал для него такую, что она скрадывала сутулость. Вероятно, мальчик на портрете выглядел чуточку красивее, чем в жизни. Но Колю действительно поразила печальная красота этих больших удивлённых глаз на бледном личике, и он постарался осветить ими весь рисунок. В конце концов, разве не имеет права художник подметить прекрасное даже в том, что не совсем красиво на первый взгляд? Ведь прав же Джамбул, которого только что читали на пионерском сборе в школе: «Поэзия - это искусство утешать, не обманывая». Нет, и он не обманул сейчас малыша.
А ребятишки вокруг, отталкивая друг друга, по очереди заглядывали в альбом и восхищались Колиным искусством. Только один, совсем маленький, весь упакованный в тугой узел из толстой пуховой шали мальчик, кое - как дотянувшись подбородком до края альбома в заглянув в рисунок, сказал низким осуждающим баском:
- Не похоже. Штанов нет.
- Чего нет? - не понял Коля.
- Ножков нет, ножков! - объяснила полная девочка.
- А карточки бывают и без ногов, - возразили сзади.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.