В синем небе невысоко над землей проносится самолет. Подобно челноку, он снует туда и обратно, волоча за собой длинное облако тумана, медленно оседающего на поля, засеянные пшеницей.
Такую картину можно было наблюдать летом во многих областях нашей Родины. Это делалась химическая прополка посевов.
Хорошо известно, сколько времени и труда надо затратить, чтобы удалить с поля сорную траву. Сурепка, осот, лебеда, молочай, воспетые поэтами васильки заглушают посевы зерновых, похищают у них питательные вещества, влагу.
Еще недавно ручная прополка считалась единственным средством борьбы с этими врагами урожая. Но на помощь социалистическому земледелию пришла химия. Ученые создали различные препараты, обладающие свойством уничтожать сорные травы. Эти химические соединения получили название гербицидов, что в переводе означает - «убиваю траву». Однако убивают они не всякую траву.
Вот самолет закончил свои операции над полем и скрылся вдали. Любопытную картину можно наблюдать там, где опустилась тончайшая водяная пыль: сорняки съеживаются, сморщиваются, гибнут, а пшеница продолжает расти, как ни в чем не бывало.
Чем это объясняется? Гербициды обладают удивительной особенностью - избирательностью действия: они уничтожают одни растения и не трогают другие. Препарат ядовит для двудольных растений, к которым относится большинство сорняков, и совершенно безвреден для однодольных, таких, как пшеница, рожь, овес, кукуруза.
Сорняки - бич не только для сельскохозяйственных полей. Они захватывают также искусственные водохранилища - озера, пруды, ирригационные каналы. В теплой тихой воде за короткий срок возникают непроходимые заросли, своего рода подводный лес. Эта растительность портит водоемы, ведет к их обмелению, нарушает нормальный сток, водоросли забивают водосливные отверстия в плотинах, наматываются на лопасти турбин.
До недавнего времени казалось невозможным «выкорчевать» эти сорняки. Обычно с лодок или просто погрузившись по пояс в воду, люди, вооруженные косами, выкашивали цепкие растения, а затем выгребали их на берег. Подобную операцию приходилось повторять каждое лето по нескольку раз, так как водоросли после каждого укоса, словно назло, разрастались еще более буйно.
- А не помогут ли тут гербициды? - заинтересовалась кандидат биологических наук Ю. Д. Шмелева. И вот в Институте физиологии Академии наук СССР под руководством профессора Ю. В. Ракитина началось изучение действия химических препаратов на подводные растения.
Опыты сначала проводили в лаборатории. В аквариум, густо заросший водорослями, высыпали порошок препарата, и через некоторое время растения теряли зеленую окраску, сморщивались, гибли. Затем перешли к опытам в естественных условиях, опрыскивали раствором гербицида водоемы.
Результаты оказались положительными. Через несколько дней после действия гербицидов стебли подводных растений отрывались от корней и всплывали на поверхность. Было установлено, что химические препараты губят не только листья, но и корневую систему: новые побеги уже не вырастают. За две недели водоемы полностью очищались от растительности.
Правда, до сих пор еще окончательно не установлено, как действуют гербициды на рыбу. Однако уже накопленные данные свидетельствуют о том, что малые дозы препарата не причиняют рыбе вреда и не отравляют воду. Опыты в этом направлении продолжаются. Самый молодой сотрудник лаборатории профессора Ю. В. Ракитина выпускник МГУ комсомолец Виктор Сидоров уехал с экспедицией, которая в производственных масштабах изучит действие гербицидов на сорную растительность искусственных водоемов.
Особенности новых химических препаратов не ограничиваются свойствами, указанными выше. Некоторые из них по - разному влияют на одно и то же растение. Глубокой осенью наступает пора последнего сбора хлопка. Но кусты хлопчатника еще продолжают развиваться, на них образуются новые побеги с листьями и бутонами. Эти бутоны все равно уже не успеют расцвести, но они берут питательные вещества, которые могли бы попасть в созревающие коробочки и увеличить их содержимое. Чтобы растение напрасно не расходовало свои силы, обычно вручную обламывают молодые побеги, производят так называемую чеканку хлопчатника. Исследования, проведенные кандидатом биологических наук К. Е. Овчаровым под руководством профессора Ю. В. Ракитина, показали, что химические препараты могут освободить хлопкоробов от долгого и кропотливого труда - чеканки.
... Над бескрайними полями хлопчатника, рассеивая слабый раствор препарата, проносится самолет. Только одно поле, контрольное, осталось обойденным, - его сохранили для сравнения.
Через несколько дней верхние и боковые юные побеги, листья и бутоны пожелтели, сморщились, потеряли хлорофилл, а вместе с ним и жизнь. Иную картину представляли собой старые листья: они сначала слегка побурели, а затем вновь обрели густую темно - зеленую окраску; коробочки заметно прибавили в весе. По сравнению с контрольными растениями, которых миновала химическая чеканка, урожай вырос примерно на 15 - 20 процентов.
Чем же можно объяснить, что одни и те же химические соединения вызывают на первый взгляд столь противоположные результаты?
Дело в том, что юные, нежные побеги более чувствительны, они не в силах справиться с отравой и гибнут. Взрослые, хорошо сформированные листья и коробочки успешно сопротивляются воздействию препарата.
Эти явления, как установил профессор Ю. В. Ракитин, находятся в прямой и непосредственной зависимости от величины дозы препарата. В малых количествах препарат действует стимулирующе, в средних - служит тормозом, приостанавливает рост, а в больших - отравляет, губит. Все это звенья единого сложного физиологического процесса.
Новые препараты, всесторонне изученные и проверенные сначала в лаборатории, а затем на производстве, выходят на широкую дорогу практики.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.