Из дневника секретаря Октябрьского райкома комсомола г. Москвы
Сегодня исполнился год, как я секретарь райкома. Был научным работником, стал комсомольским. Поначалу казалось, никогда не привыкну к такой перемене. В лаборатории все было лоно и, главное, конкретно. Вокруг точные приборы, на которых можно измерить все, что угодно. Перед тобой конкретный эксперимент, четкая тема. Закончил тему – поставил точку. А в райкоме... Десятки встреч за день, заседания, рейды, и никаким прибором не проверишь результат своей работы. В чем он? Может, в выполнении государственных планов или в улыбках заводских ребят? Как определить это? Где поставить точку?
Здесь жизнь бежит стремительно вперед, и никаких точек не поставишь. Помню первый успех: воя страна подхватила почин комсомольцев нашего Октябрьского района – каждому приготовить личный трудовой подарок XXII съезду КПСС. Мне тогда хотелось крикнуть: остановись, мгновение! Но ведь остановить мгновение – каким бы оно прекрасным ни было – значит остановить жизнь...
И все-таки лаборатория и сейчас мне кое в чем помогает. Помогает привычка к эксперименту, к поиску, приобретенная в ее стенах.
На днях мы провели один такой «поиск».
Решили встретиться с так называемыми «трудновоспитуемыми», а попросту говоря, с завсегдатаями отделений милиции. Долго спорили о том, как их приглашать. Кто-то предложил сделать это через участковых. Но тут же раздался хор возмущенны» голосов. В конце концов послали каждому билеты с золотым тиснением: «Дорогой друг, приглашаем тебя на вечер в клуб «Новатор».
Шли из райкома в «луб и гадали: явятся приглашенные или нет? Подходим к «Новатору», смотрим, тянутся по двое, по трое. Кепчонки на самые глаза надвинуты, воротники подняты.
– Идут наши, – с радостью, словно увидел долгожданных друзей, говорит Лева Кузяев, который отвечал за этот вечер.
Входим в фойе, слышу разговор двух парней.
– Ты чего сюда?
– Да вот повесточку прислали, – отвечает и показывает билет с надписью «Дорогой друг»...
«Профессиональные» термины, ничего нe поделаешь...
Зал на пятьсот мест оказался полон. На сцене – боец Чапаевской дивизии Полова (прототип фурмановокой Анки-пулеметчицы), участник гражданской войны генерал-полковник Хлебников, писатель Лапин. Начала «Анка». Вижу в глазах у ребят интерес. Говорила Попова с огоньком. (Но напряженное ожидание, коках бы чего не вышло», не оставляло меня. За чапаевкой выступал генерал Хлебников. И вот тут-то произошел инцидент. Встают из середины зала двое и направляются к сцене. Вернее, не к сцене, a к выходу, что рядом с ней. И хоть была дверь и в конце зала, эти двое решили продемонстрировать свой уход всем.
– Неудобно, – говорю, – товарищи, получается. Кончит генерал говорить, тогда и выйдете...
Идут, не обращают внимания. И тут вдруг из зала шепоток:
– А ну, вы, сядьте!..
Парни где шли, там и сели. На их счастье, в первом ряду нашлись места. Просидели «демонстранты» весь вечер, голов не повернули. Словно прилипли к стульям.
После генерала выступил новатор Юрий Топилин. Говорил о больших делах молодежи. Потом был кинофильм, и на него тоже остались все. Никто не ушел.
Нелепо, конечно, утверждать, что все, кто был на этом вечере, вышли из клуба «перевоспитанными». Но мне кажется, что такие широкие встречи надо устраивать почаще. Ведь у нас как обычно бывает? На всех «мероприятиях» присутствует только актив, то есть люди, которые и без того каждый день живут комсомольскими делами. Получается нечто вроде короткого замыкания – актив воспитывает актив. А за пределами этого в общем-то небольшого круга активистов остается огромная масса молодых людей. Остаются те, с кем надо работать в первую очередь. Однако сидит где-то в нас боязнь: а вдруг сорвется мероприятие? Активисты – люди дисциплинированные, придут всегда. Пригласи же, скажем, «широкие массы» – они могут и не собраться.
У нас много форм борьбы с нарушителями общественного порядка: дружины, индивидуальное шефство и т. п. Но, может быть, нужно просто проявлять больше доверия к этим людям, смелее привлекать их к нашим комсомольским делам? Приглашать на встречи. давать поручения. Наш опыт полностью подтверждает правильность такой линии. Не могут не загореться ребята. Ведь кругом столько интересных дел!
С утра прибежала ко мне девушка, секретарь школьного комитета комсомола. И с места в карьер:
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.