Студент - выпускник Анатолий Ваулин трудится над реконструкцией котельной ТЭЦ.
Аркадий Бурта - Гапанович и Борис Черкасов сконструировали новый башенный кран.
Артур Стецовский разработал схему радиоактивного плотномера.
Семен Гильман и Иван Виноградов создали проект электрификации колхоза.
Зрелыми специалистами они вступают в жизнь.
На фотографии, которая помещена выше, вы видите двух юношей, склонившихся над чертежами. Это выпускники энергетического факультета Московского института инженеров железнодорожного транспорта Анатолий Ваулин и Владимир Шеленок. В страдную пору, каким является у студентов период подготовки к защите дипломов, их можно часто встретить вместе: молодые люди сдружились за время совместной учебы в институте. Их дипломные проекты, хотя и называются по - разному, имеют много общего, и друзья иногда советуются между собой, как лучше решить тот или иной вопрос.
На листе ватмана, что лежит на столе перед студентами, в нижнем правом углу написано: «Реконструкция котельной ТЭЦ. Дипломная работа Анатолия Ваулина». Это не отвлеченное исследование никому не известной, специально для дипломника выдуманной котельной. Перед нами проект, каждая линия и цифра которого взята из жизни.
Еще задолго до того, как на кафедрах факультета были объявлены темы дипломных работ, преподаватель Виктор Георгиевич Ерохин сказал Анатолию: «А не взяться ли вам за проект реконструкции котельной установки одного из калужских заводов?» Виктор Георгиевич коротко объяснил, что нужно сделать. В свое время, окончив институт железнодорожного транспорта, он работал на том самом заводе в Калуге, о котором рассказывал Ваулину. Ему были хорошо известны все плюсы и минусы заводской котельной установки. Знал Виктор Георгиевич также и то, что давно поговаривают на предприятии о ее коренной реконструкции: экономически невыгодно иметь на производстве раздельно ТЭЦ и центральную котельную для отопления.
Работа предстояла интересная, но очень трудная и ответственная. Зато какая возможность проявить свои способности, инициативу, творчество!...
Анатолий подумал и согласился. Через несколько дней он выехал в Калугу на преддипломную практику. Там он собрал экономические и технические данные о котельной, подробно изучил оборудование, ознакомился с пятилетним планом завода. При составлении проекта дипломант решил использовать в. основном имеющееся на ТЭЦ оборудование, естественно, усовершенствовав его. На ТЭЦ применялся слоевой способ сжигания угля. Анатолий Ваулин предложил заменить его камерным, когда топливо в виде угольной пыли вдувается в топку. Центральная котельная в связи с усовершенствованием ТЭЦ будет теперь не нужна. Это позволит не только высвободить часть рабочей силы и перевести ее на другие участки, но и сократить расходы топлива. Значительному изменению подверглось внутрибарабанное сепарационное устройство котла.
Сейчас еще трудно сказать, станет ли проект Анатолия Ваулина рабочим проектом для калужского завода. Но хочется отметить одно: студент - выпускник, будущий молодой инженер, взялся выявить скрытые резервы производства и сделал первый практический шаг на этом пути.
Аркадий Бурта - Гапанович и Борис Черкасов, студенты Московского высшего технического училища имени Н. Э. Баумана, писали диплом совместно. У друзей это был не первый опыт работы вдвоем. Они вместе проектировали для новой лаборатории института часть испытательного стенда и канатоукладчик.
Преддипломную практику студенты проходили в Центральном конструкторском бюро Главстроймеханизации, которое создало башенный кран «БК - 215». Кран оригинальный, но... он уже не удовлетворяет строителей. Вот друзьям и предложили попробовать свои силы - создать новый механизм, который при тех же габаритах поднимал бы вдвое больше груза. Предложение пришлось кстати и отвечало стремлениям студентов. Так возник совместный дипломный проект Бурта - Гапановича и Черкасова.
Юноши рассказывают, что если бы они пошли по наиболее простому и легкому пути копирования, то у них получился бы улучшенный вариант крана, не более. А им хотелось создать новый кран, который отвечал бы самым высоким требованиям строительного дела.
Дипломники при помощи коллектива конструкторского бюро создали проект «БСТК 3/6 тонн». Расшифровывается это так:
башенный самомонтирующийся транспортабельный кран. Он предназначен для строительства пяти - и шестиэтажных зданий из крупных блоков; при максимальном вылете стрелы в 18 метров кран, подобно могучей стальной руке, может поднимать три тонны груза, а при вылете в 10 метров - шесть тонн.
Что значит самомонтирующийся? Обычно башенные краны монтируются на строительной площадке. На это уходит от семи до пятнадцати дней. А «БСТК» можно собрать за три - четыре часа. Он сам, без каких - либо дополнительных механизмов, собирается, складывается и разбирается.
Транспортабельный - это значит легко перевозимый с места на место. Как правило, башенный кран доставляют на строительную площадку несколькими грузовиками, а этот - одним.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.