Недостроенный городской стадион. Двое мальчишек держат за руки третьего, распростертого на земле. Четвертый стоит поодаль и, весело насвистывая, наблюдает за происходящим.
- Фашист! Гитлер! - сдавленно кричит Петя, тщетно пытаясь вырваться из цепких и сильных рук.
- Дайте же ему поесть, - спокойно говорит тот, к кому обращается Петя. - Где его завтрак?
Лека достает из Петиного портфеля булку, а Казак запихивает ее мальчику в рот.
Теперь многие из вас. наверное, узнали героев рассказа Василия Аксенова «Завтраки 43-го года». На «Мосфильме» идут съемки нового художественного фильма «Путешествие». Сценарий картины написал Василий Аксенов по мотивам своих рассказов «На полпути к Луне», «Завтраки 43-го года» и «Папа, сложи». В фильме они объединены общим пафосом, одной проблемой, одной мыслью о том, что прошлое никогда не проходит для человека бесследно, рано или поздно оно дает о себе знать, заставляя человека многое переосмыслить, переоценить, прийти к важному для себя решению.
Фильм посвящен людям одного возраста - тридцатилетним. Один работает в Сибири, другой - на московском заводе и когда-то был многообещающим футболистом, третий - журналист. Случайные встречи или жизненные обстоятельства заставляют их задуматься о смысле жизни, о нравственных ценностях-подлинных и мнимых. Для Сергея - героя киноновеллы «Папа, сложи» - таким поводом для раздумий служит обычный воскресный день, когда он остался наедине со своей маленькой дочкой. Этот день пробуждает в нем острое недовольство собой, заставляет оглянуться на прожитое и понять, что в его жизни произошло что-то неладное. Он осознает свою ответственность за то, что сделал и чего сделать не смог, за близкого человека, ставшего для него чужим, за дочь, которую он до этого дня не принимал всерьез.
Герой второй киноновеллы, Петр, случайно встречает в поезде человека, напомнившего ему одноклассника Миронова, который в трудный и голодный 43-й год отбирал у своих товарищей завтраки. Он действовал чужими руками, всегда оставаясь в тени, как бы непричастным к содеянному. Столкнув Петра с таким человеком через много лет, авторы картины хотят показать, что внутренне он остался тем же, изменились лишь средства, которыми он пользуется, изменилась жизненная ситуация. Теперь он научился быть более скрытным, еще более неуязвимым. За внешней благообразностью и респектабельностью таких людей скрыты резко отрицательные черты характера.
По сравнению с рассказом Аксенова в фильме будут более точно расставлены драматургические акценты на нравственной борьбе двух начал: зла и справедливости, честности и лицемерия. Вплетенные в фильм воспоминания Петра дадут возможность раскрыть психологическую напряженность событий, их постепенное нарастание.
Герой киноновеллы «На полпути к Луне» Валерий Кирпиченко - парень со сложной судьбой, связанной с войной и послевоенными трудностями. Это приучило его смотреть на жизнь упрощенно и даже несколько цинично. Случайная встреча в самолете с красивой стюардессой пробуждает в Валерии обостренное восприятие действительности, открывает ему новый и прекрасный мир, которого он не знал прежде, богатство человеческих отношений. Валерию не удается познакомиться с этой девушкой, в поисках которой он проводит весь свой отпуск в самолетах.
Фильм «Путешествие» - это кинематографический дебют молодых режиссеров Инессы Селезневой, Инессы Туманян и Джеммы Фирсовой. Это и первая большая работа в кино молодых операторов Александра Дубинского. Александра Кольцатого и Евгения Васильева.
- Свой первый фильм, - говорят они, - хотим снять просто, реалистически, в манере, близкой к кинорепортажу. Нам придется работать в основном в естественных интерьерах - на улицах и площадях Москвы и Хабаровска, в аэропорту, на вокзалах, в самолете и поезде, широко пользуясь методом так называемой «скрытой камеры». В необычной обстановке придется играть и нашим актерам - в живой толпе, среди людей, не подозревающих, что их снимают...
Новая работа мосфильмовцев, посвященная нравственным исканиям нашего современника, делает последние шаги на пути к экрану.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.