Путь в Индию

А Абрамов| опубликовано в номере №275, ноябрь 1935
  • В закладки
  • Вставить в блог

Звезда Лессепса, ставшего в то время самым популярным человеком в Европе, достигла наивысшего блеска, чтобы закатиться через нисколько лет в грандиозном скандале «Панамы», как окрестил мир чудовищные аферы, раскрытые на постройке второго грандиозного канала - Панамского - в 1888 году.

Длина Суэцкого канала около 100 миль. Он тянется в песчаной пустыне вдоль линии впоследствии проведенной здесь железной дороги от Порт-Саида к Суэцу.

Порт-Саид - преддверие канала. Здесь - памятник Лессепсу.

Суда бункеруются углем, команда проходит карантин, и, когда все формальности заканчиваются, на капитанский мостик входит лоцман «Компании Суэцкого канала».

Вот как описывает канал советский поэт Г. Санников, совершивший путешествие в Аравию в 1930 году.

«... Редкими огоньками поблескивает угомонившийся, откричавшийся, натруженный Порт-Саид. Вдали цепочка огней, отмечающих вход в Суэцкий канал. Страшно прямым, неподвижным лучом озаряет прожектор черную зыбь воды. Пароход вступает в канал, в галерею мерцающих в ветре огней. Ветер с Красного моря ерошит волосы, надувает рубашку, и ночная прохлада его приятна как сон. Справа египетский берет - Африка, налево пустыня - Аравия.

... Тропическая жара началась сразу, как только мы стали лицом к лицу с пустыней. Порт-Саид для нас был перевалом. Только вчера ушли из него. Позавчера еще надевали пальто, выходя на палубу. А сегодня мы в кипятке лучей. Сегодня мы в тропиках.

... Идем по Суэцкому. Полоса воды в перспективе как меч поблескивает зеленоватой сталью. Он рассек, разделил Африку и Аравию.

Медленно идет пароход, не идет, как будто ползет, неуклюжий, тяжеловесный, изнемогающий от зноя. Навстречу на каждой миле по нескольку землечерпалок. Они работают изо дня в день, из году в год. Они воюют с песками бессменно, безостановочно. Полуголые арабы и негры с землечерпалок кричат советскому пароходу приветствия и машут руками.

Здесь двум пароходам на ходу разойтись невозможно. Когда появляется встречный, мы, как на узкой улице, жмемся к тротуару, швартуем к берегу и даем дорогу. Английские, французские, итальянские пассажирские и грузовые проходят мимо. Палубы наши почти соприкасаются.

... Сады зеленого Измаилье остались позади. Перспектива канала перевернулась. Канал расширяется. Входим в Грет-Биттерлек (горько-соленое озеро). Отдаем якоря. Плавно один за другим проходят встречные пароходы. Снова канал.

Вечереет. Пески розовеют под оранжевым небом заката. Как город, вдали громоздятся горы. Купола, этажи, небоскребы. Далекие горы Африки. Над пустыней феерический апофеоз. Облака я пески сливаются в невероятной окраске зари, полыхают бездымным холодным огнем. Цветовой беспокойный закат. Солнце заходит в пески. Вот уже только один ободок над шафрановой далью пустыни. Вот и он опустился в пески. Пустыня бледнеет, сереет и меркнет. Миражи ее умирают в сплошном безмолвии. Тропическая ночь наступает мгновенно.

- Поднять огни! - слышна команда на вахте. Загораются красный, зеленый. Входим в Теуфикпорт (город Суэц), отдаем якоря».

Суэцкий канал эксплуатируется и контролируется акционерной «Компани универсель дю каналь де Суэц», но около половины акций принадлежит английскому правительству. Англия вскоре учла экономическое и стратегическое значение канала. «Великий министр» эпохи королевы Виктория, старик Дизраэли, поспешил исправить ошибку Пальмерстона. 176 тысяч акций компании, принадлежавших египетскому хедиву, были куплены у него Англией за четыре миллиона фунтов стерлингов в 1875 году. Покупка оказалась выгодной. Дивиденды, полученные английским правительством за пятьдесят лет эксплуатации канала, в восемь раз превысили вложенный капитал.

Роль и значение Великобритании в делах «Компании Суэцкого канала» чрезвычайно значительны. Закрытие канала в случае обострения англо-итальянских противоречий становится вполне реальной и легко осуществимой угрозой со стороны Англии.

В истории канала такие прецеденты бывали. В 1882 году, во время восстания в Египте, командующий британской экспедиционной армией Гариэт Уолсли закрыл канал на четыре дня. Шесть лет спустя константинопольский договор европейских держав постановил считать «канал свободным для всех судов коммерческих и военных без различия флагов во время войны и во время мира». Тем не менее, в 1915 году союзные державы закрыли канал для германских судов, превратив всю зону от Суэца до Порт-Саида в сплошной вооруженный лагерь.

Что же произойдет, если в порядке проведения санкций (карательных мероприятий) против Италии Суэцкий канал будет закрыт? Закрытие канала для итальянских судов будет иметь значение уже не экономической, а военной санкции. «А на военные санкции мы ответим войной», - заявил Муссолини.

«Суэцкий канал, - писал Байотер, известный английский журналист, занимающийся вопросами военно-морского строительства, - это одна из вен, по которым струится кровь морского могущества Британской империи». Укрепление Италии в Абиссинии, кроме угрозы английским владениям в Египте, создало бы и непосредственную угрозу каналу. Вот почему Англия с такой лихорадочной поспешностью укрепляет всю зону канала, мало защищенного от нападения, как с суши, так и с воздуха.

Проблема Суэца, таким образом, становится одной из самых острых, самых волнующих проблем нынешней международной политики.

«Кратчайший путь в Индию» перестает быть только путем в Индию. Он становится узлом, где сплетаются противоречия крупнейших европейских держав...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Рассказ о Толстом

9 сентября 1828 года родился Лев Николаевич Толстой