Осенью на рижском стадионе «Динамо» шла сдача норм на значок «БГТО». Директор городской молодёжной спортивной школы, популярный в Латвийской ССР конькобежец, Пётр Строд тоже пришёл на стадион посмотреть на своих учеников. Его внимание привлекла белокурая девочке среднего роста с резкими чертами лица. Она прыгала через планку, положенную на стояках.
Девочка сбивала ногами лёгкую перекладину, снова клала её на стояки и опять прыгала. По привычке Строд засек время и увидел, что неудачные попытки девочки взять определённую высоту продолжаются около десяти минут.
Строд удивился воле и настойчивости - благодарным спортивным качествам, которыми обладала юная спортсменка.
Строд подошёл к ней, стал задавать вопросы и узнал, что девочка Сигнэ Стабиня не состоит в спортивном обществе и вообще «любит быть самой по себе». Коротко и увлекательно Строд рассказал Сигнэ о молодёжной спортивной школе. Эта спортивная школа вечерняя, и её можно посещать по окончании уроков в средней школе.
- Вот, Сигнэ, - сказал Пётр Иванович, видя, как вспыхнули огоньки в её глазах, - если хорошо учишься, приходи ко мне в школу.
- Ладно, - ответила девочка. - Я спрошу у мамы.
Она не пришла, и Строд пожалел, что не записал её адреса. Несколько месяцев спустя, присутствуя на профсоюзно - комсомольском лыжном кроссе, Пётр Иванович увидел в рядах соревнующихся свою знакомую. Она энергично шла, сильно, но неумело работая палками. Нетрудно было понять, что дыхание у неё не поставлено. И всё - таки благодаря силе воли эта девочка в километровой гонке заняла третье место.
Строд подошёл к Стабине, поздравил её с победой и спросил, много ли она тренируется. Сигнэ ответила, что делает это нерегулярно, ссылаясь на то, что ей нужно помогать по хозяйству матери. Это была причина, из - за которой она якобы не могла по вечерам ходить в спортивную школу. Но на самом деле она смотрела на спорт как на развлечение и не хотела отнестись к предложению Строда по - серьёзному.
В 1946 году на конькобежных соревнованиях Строд снова взял первенство и сохранил звание абсолютного чемпиона Латвии. Когда под громкие аплодисменты собравшихся и звон оркестра мастер спорта получил приз, возле него, как из - под земли, выросла Сигнэ. Смотря восхищёнными глазами на чемпиона, она поздоровалась с ним и, со свойственной её возрасту непосредственностью, спросила:
- Почему вы мне не сказали, что вы Строд?
- А разве это меняет дело? - с улыбкой спросил Пётр Иванович.
- Конечно! - воскликнула девушка. - Я тоже хочу бегать на коньках, а лучше вас учителя не найти!
Строд поговорил с матерью Стабини, работающей счетоводом в одном из учреждений Риги, объяснил, какое призвание у её дочери, и женщина согласилась, чтобы Сигнэ посещала спортивную школу. Опытный педагог, Пётр Иванович тщательно проверил способности юной спортсменки и нашёл, что она может стать конькобежцем. Он познакомил Сигнэ со своими учениками - Барановским и Бертульсоном. Они помогли девушке надеть коньки и повели её за руки на лёд. Сигнэ понравилось ходить на коньках. Она расспрашивала друзей о спортивной школе, Петре Ивановиче. Разумеется, думала, что теперь вволю покатается на коньках. Но Строд заявил, что в течение трёх месяцев Стабиня не должна надевать коньки.
Сигнэ слушала историю конькобежного спорта, занималась теорией, делала специальные гимнастические упражнения. С весны Пётр Иванович стал выезжать со своими учениками в Межепарк. Там, посмотрев свой план - конспект занятий, он определял, чем должен заниматься каждый из его учеников. Они делали разминку, упражнялись в беге, прыгали через канаву и т. д. Когда тренировка подходила к середине, начинались упражнения на выносливость: молодые люди поднимались в гору, шагали по болотистой местности. Стабиня проходила по семь - восемь километров, не чувствуя большой усталости.
Юная спортсменка, как говорится, стала чувствовать свои мускулы, руки, ноги. Она входила во вкус занятий и с интересом слушала, как Строд на уроках анатомии подробно объяснял работу сердца, лёгких и почему нужен глубокий вдох и выдох.
Летом по настоянию тренера Стабиня уехала в колхоз. Там она работала в поле, но на досуге играла в волейбол, ездила на велосипеде за почтой. Так же проводили' летние каникулы все ученики Строда, неся спортивную культуру в деревню. Как и Сигнэ, они вернулись окрепшими, здоровыми.
Начались школьные занятия. Теперь, вернувшись из школы и пообедав, Сигнэ регулярно отправлялась на тренировку. После этого она со свежими силами садилась за книги и занималась, получая только пятёрки. Учителя были довольны и называли её не иначе, как «наша спортсменка».
Пришло время, и Стабине выдали беговые коньки.
Регулярно она проходила все положенные гимнастические упражнения. Надев норвежские коньки, она выбегала на лёд. С секундомером в руках Строд следил за каждым шагом своей шестнадцатилетней ученицы. Сколько раз он заставлял её возвращаться и снова брать старт! Сколько раз велел повторять виражи и спурты перед финишем! Потом он внимательно и придирчиво следил, как девушка распределяет силы, пробегая на коньках нужное расстояние.
- Ты возьмёшь первое место, Сигнэ! - сказал ей Пётр Иванович перед соревнованием. - Только точно выполни всё, чему научилась, Стабиня уверенно взяла старт, побежала на коньках, как учил её Строд. Ей хотелось стать лидером, уйти вперёд. Но она сдерживала порыв, соблюдая темп, выработанный под руководством учителя. Делая вираж, Сигнэ увидела Петра Ивановича, который стоял, подняв правую руку. Это был условный сигнал: всё хорошо, она идёт правильно!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.