Крестьянский кооператив имени Родригеса в провинции Ориенте Республики Куба собирался послать на учебу в Советский Союз одного из своих членов. Меньше всего надежд было у маленького Рамона, которому очень хотелось поехать в СССР. Ведь в кооперативе много опытных, взрослых парней. Но, к удивлению сверстников Рамона, выбор пал именно на него. Все, кто был свободен в тот день, поехали провожать Рамона до Гаваны, откуда на советском теплоходе «Грузия» в СССР отправилось около тысячи молодых кубинских крестьян. На палубе «Грузии» Рамон подошел ко мне и, дернув за рукав, сказал:
- Если тебе не трудно, сфотографируй меня. Пусть все, кто увидит мою фотографию, узнают, какой я счастливый (снимок 1). Молодые кубинцы, приехавшие в СССР учиться на механизаторов сельского хозяйства, в пути не расставались с учебниками русского языка. Ведь для того, чтобы уметь водить трактор или стоять за штурвалом комбайна, надо сначала научиться читать и писать по-русски (снимок 2). А некоторые тут же, на палубе, устраивали «практические занятия». В свободные минуты все собирались вокруг национального оркестра, стихийно организовавшегося в пути (снимок 3). Кто же откажется станцевать под темпераментную кубинскую музыку? Посланцам героической Кубы не забыть радушного приема, который оказала им советская земля. Первой была Одесса. Все пассажиры высыпали на палубу, чтобы приветствовать этот советский город-герой (снимок 4). И вот первые дружеские рукопожатия, обмен значками, сомбреро, кепками, бескозырками... А когда не осталось значков и сувениров, стали дарить друг другу ремни, тельняшки, даже часы. Ведь так хочется иметь что-то на память от хорошего друга (снимок 5). Кубинские ребята сели за парты, проводят часы в лабораториях, на колхозных полях и фермах. Пройдет год, и они вернутся на Кубу хорошими специалистами сельского хозяйства.
Во 2-м номере читайте о величайшем русском враче Сергее Петровиче Боткине, об удивительной судьбе государственного и военного деятеля Михаила Семеновича Воронцова, о жизни и творчестве писателя Ильи Григорьевича Эренбурга, окончание детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.