Прыжки с реактивных самолетов

В Романюк| опубликовано в номере №678, август 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Первым в Советском Союзе прыжок с самолета с помощью катапультирования выполнил парашютист Г. Кондрашов. Он открыл новый этап в развитии советского парашютизма.

Мне довелось прыгать методом катапультирования несколько позже. Хотя к тому времени уже был накоплен большой опыт, тем не менее перед прыжком я испытывал чувство настороженности. Самолет, быстро набрав высоту, сделал разворот и лег на боевой курс. Тщательная наземная подготовка сказывалась: я принял нужную позу, не делая лишних движений. По команде «Пошел!» нажал на спусковой механизм. В тот же момент вместе с креслом я вылетел из кабины вверх, описав в воздухе плавную кривую.

Едва я успел ощутить встряску, как оказался в воздухе. На какую - то долю секунды увидел пустую кабину. Затем отстегнул кресло и, пролетев около тысячи метров, открыл парашют.

После испытания я полностью согласился с мнением, что новый способ безопаснее и легче прежних.

Выбрасывающееся кресло обеспечивает летчику возможность покинуть самолет и избежать удара о хвостовое оперение. Однако оно не смягчает удара встречного воздушного потока. При скорости самолета 800 километров в час воздух давит на тело парашютиста с силой в 2,25 тонны. Поэтому катапультное сиденье пришлось снабдить дополнительными приспособлениями для защиты летчика от удара встречного воздушного потока.

Скорость и высота полета реактивных самолетов неуклонно растут. Уже сейчас намного превышена скорость звука. Очень высок потолок. Попробуем представить, как будут проходить прыжки с борта самолета в недалеком будущем.

... Реактивный истребитель новой конструкции проходит летные испытания на высоте 25 тысяч метров. Обгоняя шум своих двигателей, самолет мчится в темноголубом небе стратосферы.

В герметической кабине истребителя поддерживается нормальная атмосфера. На летчике специальный костюм, предохраняющий организм от воздействия низкого атмосферного давления в том случае, если пилоту придется оставить самолет. Ведь на высоте свыше 20 тысяч метров атмосферное давление столь низко, что вода, входящая в состав крови и клеток человеческого тела, закипает.

Стрелка прибора показывает максимальную скорость, предусмотренную конструктором. Внезапно обстоятельства заставляют летчика немедленно покинуть кабину. Он уверенно поворачивает аварийный рычаг. Сразу же автоматически включается индивидуальное кислородное питание и приходит в действие защитный костюм. Материал костюма стягивает тело с силой земного атмосферного давления.

Одновременно катапультное сиденье закрывается предохранительными шторками из прозрачного, но очень прочного материала. Летчик оказывается как бы в жестком футляре, который предохраняет его от удара встречного потока воздуха. Стоит ему только нажать на спуск стреляющего механизма - и катапультное сиденье взлетает вверх.

Через несколько секунд свободного падения защитный футляр автоматически раскрывается. В это время вступает в действие стабилизатор, который придает телу пилота устойчивое положение ногами вниз и постепенно гасит скорость до 20-30 метров в секунду.

На высоте 1500-2 000 метров летчик открывает парашют и благополучно приземляется.

Примерно так будет совершаться прыжок с парашютом в век сверхзвуковых скоростей полета на высоте в 20-25 тысяч метров.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Народный поэт Франции

К 175-летию со дня рождения Беранже