Пейзаж – это отражение действительности, картина природы или что-то еще иное? Да, конечно, это отражение, но... почему-то горы у Рериха совсем иные, чем у Сарьяна, а деревья Сарьяна ничуть не похожи на деревья у Беляницкого-Бирули. У одного они жесткие, сильные, у другого – тонкие, как стебли травы. Пейзаж Саврасова щемящ и нежен, а у Мешкова – суров и сдержан. Картина, пейзаж никогда не являются бесстрастной копией природы, а как бы портретом ее, обогащенным талантом художника, взывающего к сердцу зрителя.
Свое видение мира, природы у художника Петра Губарева. Река ли это, дорога, дерево или страницы дорогой его сердцу русской истории – везде на полотнах чувствуешь его страстное сердце, острую мысль и – ни капли равнодушного созерцания.
Любимые темы – северные реки, неласковые воды, тяжелые валуны, широкие берега, пустынные, однако мысленно ты населяешь их людьми сильными, богатырями. И еще тяжелое, беспокойное небо и сдержанная цветовая гамма. Изображая среднюю полосу России, Губарев, наоборот, берет краски звонкие, сочные, жизнеутверждающие. Вот три полотна из этого цикла: «Покинутый дом», «Ветер» и «Пруд в Кускове».
Дом покинут, одинок, окружен зарослями кустарников, травы теснят его. Но разве это повод для уныния, тоски? Какие пронзительно синие краски берет художник для неба, как могуче разросся его сад! В этом философия художника, философия мужества и действия. А «Ветер»? Ветер гнет тонкое дерево, кажется, вот-вот вырвет его. Но корни цепкие, сильный ствол, и ветви гибкие.
Резко выражены мазки – зеленые, коричневые и даже красные, таких цветов как будто не должно быть, особенно на воде, но они нужны художнику, ибо в них сила жизни. Облака, не размытые, парящие, ускользающие, а тяжелые, кучевые, громоздящиеся над озером.
В картине «Пруд в Кускове» совсем иной настрой. Тут царство гармонии. Уравновешенная композиция, замкнутая в круг, ясные отражения в воде, красивая и благородная гамма цветов – все это рождает мысль о возможности идеального слияния природы и человека, ведь Кусково создано руками человека и уже более двухсот лет служит ему.
На персональной выставке на Беговой, в Москве, большое место занимали картины Губарева на исторические темы. Здесь тоже свой, собственный взгляд, свое видение мира, глубокое знание и любовь к истории. «Летописец», «Князь Игорь», «Пугачев», «Иван Грозный», «Рублев» – какое богатство тем, какая боль и гордость и сколько ярого огня в его «Степане Разине»! На обложке каталога, выпущенного к выставке, помещен портрет матери. Эта мать не просто потеряла сына на войне с фашизмом, она выплакала глаза за всех сыновей, за все горе страны, она жалеет и сострадает всем людям. Она живет и радуется лишь тогда, когда на земле мир.
Каждый день художника начинается одинаково: он просыпается с чувством радостного ожидания встречи. С чем? – спросите вы. С пустым серым картоном (он пишет на картоне) или с не дописанным вчера, или с начатым еще год-два назад и потянувшим вдруг опять к себе...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повесть. Продолжение. Начало в №№ 17 – 20