Проза

Б Томашевский| опубликовано в номере №285, сентябрь 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Для Пушкина переход к прозе означал стремление закрепить свои позиции художника - реалиста и содействовать разработке прозаического языка. Но он понимал особые трудности, которые должен был встретить на пути своих прозаических опытов.

Проза была двух родов: одна - приукрашенная, обогащенная всяческими сравнениями, метафорами, проза, отличавшаяся от стихов только отсутствием рифм и размера; другой вид - проза простая, скупая, построенная по принципу деловой речи.

Пушкин решительно пошел по трудному пути создания «простой» прозы.

Своей задачей он ставил создание языка мысли, или, как он говорил, «метафизического языка»,

Лабораторией прозы для Пушкина были его письма. В этом отношении особенно любопытно письмо Пушкина к брату (24/IX 1820 года) о пребывании на Кавказе и в Крыму. Это письмо имеет явный характер литературных записок. Виден представитель школы Карамзина как автора «Писем русского путешественника». Уже следующее описание пребывания в Крыму, написанное в форме письма к Дельвигу, предназначалось Пушкиным к печати. От этих первых опытов развитие пушкинской прозы ведет прямо к «Путешествию в Арзрум».

Первым решающим опытом Пушкина в области прозы был роман «Арап Петра Великого».

Содержание его, по замыслу Пушкина, сводилось к «неверности жены арапа, которая родила ему белого ребенка и за то была послана в монастырь».

В основу романа легли семейные предания (по-видимому, неточные). Пушкин писал о своем предке Ганнибале («арапе»): «Первая жена его, родом гречанка, родила ему белую дочь. Он с нею развелся и принудил постричься в Тихвинском монастыре». Но, повторив в основе это предание, Пушкин изменил его, перенеся время действия к первому году после возвращения Абрама Ганнибала в Россию (в действительности же он женился после смерти Петра), гречанку заменил русской боярышней и т. д.

Весь роман построен так, чтобы дать ряд общих исторических картин. Мы видим французское придворное общество XVIII века эпохи Регентства, затем двор Петра, внутреннюю семейную жизнь русского боярина.

Выбор сюжета не случаен: тема Петра - царя - реформатора - выдвигалась Пушкиным в эти годы с определенной целью - пропагандировать осуществление реформ. После разгрома декабристов, когда не осталось более никакой надежды на переход государственной власти в другие руки, Пушкин избрал образ Петра орудием пропаганды реформ, которые он считал необходимыми для России.

Выбор темы Петра в прозе соответствовал такому же выбору темы для очередной поэмы. На канве «Арапа» Пушкин принялся за «Полтаву» и быстро довел ее до конца. Почему «Арап» остался незаконченным? По-видимому, здесь причины творческого и художественного порядка. Как показывают черновики, появление Валериана в VII главе должно было повлечь за собой его историю. Но Валериан - сын стрельца, и его история связана с историей стрелецкого бунта. И Пушкин, набрасывая план истории Валериана, отвлекся от основной линии романа. В его рукописях находятся записи планов, относящихся ко времени стрелецкого бунта, но не связанных прямым образом с «Арапом». По-видимому, увлекшись темой о стрелецком бунте - а тема народного восстания всегда увлекала Пушкина, - он задумал новое произведение, в отмену написанного, но это произведение не осуществил, отложив его до другого времени. Возможны и художественные соображения. По замыслу, развязка романа - неверность жены, рождение белого ребенка. А начинался роман увлечением Абрама, в результате которого жена графа Д. родит черного ребенка. Получается картина возмездия: Абрам наказан тем же, в чем сам провинился. Этот слишком наивный параллелизм, хотя и был модным в свое время, мог показаться Пушкину, по здравом размышлении, недостаточным, чтобы на нем построить весь ход развития романа.

Следующим опытом прозы были «Повести Белкина», написанные осенью 1830 года в селе Болдине. Эти повести писались с необыкновенной быстротой: «Гробовщик» окончен 9 сентября; «Станционный смотритель» - 14 сентября; «Барышня - крестьянка» - 20 сентября; «Выстрел» - 12 - 14 октября; «Метель» - 20 октября.

К повестям примыкает «История села Горю - хина», помеченная 1 ноября.

1830 год был переломным в творчестве Пушкина. Именно тогда он осознал разрыв со своим романтическим прошлым.

Французские новеллы отличались сложностью и занимательностью сюжета.

У нас в России образцом этого жанра были рассказы Бестужева - Марлинского.

Пушкин пошел по другому пути. Он дал простые, непритязательные картины обыденной жизни. Эта обыденность является причиной неуспеха повестей у современной Пушкину критики.

Написав цикл рассказов, Пушкин решил объединить их фигурой рассказчика. Общий «мещанский» тон повестей определял невысокий культурный уровень Белкина. Но Пушкин не стремился к стилизации и не пытался воссоздать подлинную манеру повествования Белкина. Этот образ лишь психологически суммирует повести. Чувствуя, что выдуманный автор не может объяснить весь цикл повестей, Пушкин добавил в предисловии, что Иван Петрович, собственно, записал чужие повести, им слышанные.

Но и гари таких условиях «Повести Белкина» не могли бы принадлежать перу простодушного, малокультурного горюхинского помещика. Достаточно вспомнить, что в «Повестях Белкина» имеются французские, немецкие, английские, латинские, итальянские цитаты, не говоря уже о следах обширного знакомства с литературой (упоминаются произведения Петрарки, Шекспира, Стерна, Шаховского, Измайлова, Погорельского, Ж. - Ж. Руссо и т. д.). Но это не заботило Пушкина. Ему важен был общий тон рассказов, общий уровень интересов, отразившихся а этих картинках провинциальной России.

«История села Горюхина» основана на непосредственном знакомстве с крепостным бытом родового поместья Пушкиных. Болдино и сельцо Кистеневка дали непосредственный материал для «Истории». Но Пушкин придал им обобщающую силу изображения всей крепостной России вообще. В этой истории должно было быть изображено крепостное крестьянство, на труде которого покоился быт поместий, показанных в «Повестях Белкина». Пушкин написал только начало, убедившись, по-видимому, в полной нецелесообразности своего замысла. Сохранился лишь крепкий план, где видно, что Пушкин хотел изобразить крестьянский бунт. По-видимому, в основу итого рассказа должны были лечь предания о действительном бунте кистеневских крестьян. Не даром разбойничью деревню Дубровского Пушкин назвал тем же именем - Кистеневкой.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены