В 1921 году на бакинских промыслах вспыхнул нефтяной пожар. Товарищ Киров организовал штаб для борьбы с огнем. Рабочие энергично боролись с пожаром. Они старались засыпать песком горящие потоки нефти и буровую скважину. Лучше всех работала бригада старого рабочего Джафара. Старик сорок лет проработал на нефтяных промыслах и поэтому хорошо знал, как бороться с коварным огнем. Он толково распоряжался, а рабочие быстро таскали к горящему фонтану песок в мешках. За работой никто не заметил, как появился коренастый перемазанный нефтью и грязью парень. У него, как у негра, белели только зубы да белки глаз.
Но зоркий старик приметил этого парня и недовольно подумал:
«Наверное, лодырь, он, конечно, отбился от соседней бригады». И тогда Джафар закричал парню: - Эй, эй, молодец, надо помогать! Парень не стал спорить. Он присоединился к рабочим и стал помогать им. Он бесстрашно бросался к горящему фонтану. Одежда «а его крепкой спине дымилась от жара. Казалось, этот человек не знает усталости. Старик Джафар с восхищением подумал:
«Хороший работник! Напрасно я подозревал, что он лодырь».
Бригада Джафара не покладая рук работала много часов. И усерднее всех старался парень с широкими плечами. Он несколько раз куда - то убегал, а затем снова быстро возвращался. Когда этот парень отлучился в первый раз, старый Джафар согрешил и подумал: «Ну, я так и знал, он улучил минутку и, когда я отвернулся, сбежал».
Но парень скоро вернулся и снова с жаром взялся за работу, а старику Джафару стало стыдно за свое подозрение.
К утру дружными усилиями бригады горящий фонтан погасили. Рабочие легко вздохнули.
И тогда к парню подошел старик Джафар. Он восхищенно похлопал его по плечу и похвалил:
В своих рассказах о Кирове писатель Евгений Федоров использовал записи и устные воспоминания людей, встречавшихся с Сергеем Мироновичем, а также материалы, хранящиеся в Ленинградском музее О. М, Кирова.
- Молодец! Ты хорошо помогал выполнять приказ товарища Кирова. Спасибо, парень!
Но тут рабочие подтолкнули старика Джафара:
- Да ты всмотрись лучше! Какой же это парень? Это товарищ Киров!
Старик растерялся, но черев минуту он укоризненно качал головой:
- Ай, ай, нехорошо. Зачем ты это делал?
Лицо Сергея Мироновича озарилось теплой улыбкой:
- Я же выполнял приказ штаба. Старик, однако, не сдался.
- Так нельзя делать, - сказал он, - тут было очень опасно для жизни. Ты один, а нас много...
И все поняли, что старик сильно любит Кирова и сейчас очень досадует на го, что в горячке не узнал его.
А рабочие давно догадались, кто был с ними, да помалкивали. Они боялись, чтобы он не ушел: с Кировым работать было легче.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.