- Валя Иванова - один из лучших наших шахтёров, - говорят а управлении Метростроя. - Она сильная, работящая, любому мужчине не уступит... А вот и сам шахтёр, о котором идет речь.
Застенчивая, тихая девушка с мягкой тёплой ладонью. Её движения легки и женственны. Не верится, что её полные белые руки только что управляли 16-килограммовой бурильной машиной, властно крушили породу отбойным молотком. Но, тем не менее, это так.
Валя Иванова, скромная девушка из сибирской деревни, - проходчик. А проходчики - это люди, всегда идущие в атаку. Их участок - передовая линия фронта подземных работ. День и ночь их шумная и дружная семья ведёт наступление на глухие недра земли. Бурильные машины вонзаются своим остриём в породу, электрический ток взрывает окаменелые глыбы, отбойный молоток, подрагивающий в руках, как живой, ровняет, обтачивает, зачищает своды будущего тоннеля. И тут же мощные тюбинги принимают на свои железные плечи всю тяжесть повисшего над тоннелем пласта земли.
Закончит бригада смену - и, смотришь, там, где недавно была непроницаемая, глухая ночь, лежит светлая и широкая дорога...
Старый метростроевец Василий Мазаев, опытный бригадир комсомольско-молодёжной бригады, в которую вступила Валя, сразу разгадал в девушке будущего шахтёра. Быстро привыкла Валя к своей новой профессии. И теперь, проработав на шахте немногим больше года, она выполняет дневную норму на 150-185 процентов.
Вот рядом с ней на фотографии Алексей Костенко, тоже молодой проходчик, комсомолец, не так давно сдавший техминимум на «отлично» и, так же как и Валя, получивший пятый разряд. Он отбивает сейчас молотком породу. Другой проходчик отваливает её лопатой, третий - подгоняет вагон, четвертый - готовит тюбинги. И трудовые достижения каждого из семи человек вливаются в один общий успех бригады.
С каждым годом совершенствуется техника проходки. И, чтобы ею овладеть, нужно быть всесторонне развитым, знающим человеком. Вечерами Валентина Иванова учится. Занимается в вечерней средней школе и Алексей Костенко. Он уже перешёл в седьмой класс.
... На будущей станции «Комсомольская» закончены проходческие работы. Перед тем, как уйти на другую, следующую трассу, Валя Иванова ещё раз проходит по среднему залу новой станции. Высокие белые своды ещё в дощатых лесах, и на них под самым потолком работают лепщики.
Станции нового участка метрополитена, который будет сдан в эксплуатацию к 21 декабря 1951 года - ко дню рождения Иосифа Виссарионовича Сталина, - будут ещё красивей и нарядней, чем прежние.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.