Про Волгу

Георгий Кублицкий| опубликовано в номере №1126, апрель 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сергей Андреевич Кучкин, министр речного флота РСФСР, коренной волгарь. Кириллова, ныне прославленного капитана волжского флагмана, помнит Володей, свежеиспеченным штурманом. Узнал его в дни Сталинградской битвы. Буксирный пароход, на который определили Кириллова, попал под жестокую бомбежку. Погибли капитан, комиссар и еще десять человек из команды. Кириллов получил ранение, но остался на судне.

- Ему тогда было лет восемнадцать, - продолжает Сергей Андреевич. - С тех пор он мне и запомнился: почти мальчик на капитанском мостике, суденышко все продырявлено, живого места нет, рядом догорает «Красноармеец»... В войну люди рано созревали. И посмотрите, какой теперь у Кириллова на флагмане коллектив! Дружный, спаянный. Настоящие волгари!

Министр рассказывает о нынешней волжской навигации. Будет она не из легких. Две последние навигации природа не баловала Волгу. Жаркое, засушливое лето - и мелеют, обезвоживаются притоки, нарушается нормальный грузообмен между ними и магистралью. Водный баланс Волги теперь тщательно планируется и регулируется с учетом разных нужд народного хозяйства, но еще нет возможности полностью компенсировать потери маловодных лет. Проблема может быть решена после того, как советские гидротехники породнят с Волгой Печору и Северную Двину: известно, что варианты соответствующих проектов тщательно изучаются. А пока что перед речниками Волги - трудная практическая задача: в четвертом году пятилетки наверстать все, что не удалось выполнить из - за неблагоприятных природных условий минувших лет.

Конечно, речь заходит о Волге, распахнутой в мировой океан, о рейсах «река - море», о волжских судах, которым не заказаны пути к берегам Африки, к морским портам двух десятков зарубежных стран.

- Вот где простор для молодежи! - восклицает министр. - Дело новое, прогрессивное, кому же его развивать, как не молодежи! Вы возьмите любое судно типа «река - море»: абсолютное большинство команд - молодежь. Смелые, инициативные, образованные люди.

- «Волгарь» - всегда звучало гордо, - заключает Сергей Андреевич Кучкин. - А теперь в особенности. Сегодня это патриот и труженик не просто Волги, но Большой Волги, работающей на коммунизм.

Путь на капитанский мостик прежде был очень долгим: не годы, а десятилетия. Марк Твен вспоминал, что надо было изучать очертания реки «вверх ногами, шиворот - навыворот, наизнанку, задом наперед», а кроме того, знать, что делать в темные ночи, когда у реки вообще отсутствуют какие - либо очертания... Прежней Волге это определение подходило не менее, чем Миссисипи. Практика судовождения основывалась главным образом на заучивании реки «наизусть»: каждая мель, каждый мыс, капризы меняющихся течений. Опытный капитан старался передать накопленную за долгие годы всю эту премудрость тому, кого намечал в преемники. А кто же не мечтает, чтобы именно сын унаследовал дело отца!

И на Волге сейчас есть капитанские династии. Три капитана, братья Александр, Глеб и Роман Железцовы, водят суда, салютуя при встрече теплоходу «Капитан Дмитрий Железцов», названному в честь их отца. Но сегодня на капитанском мостике встретишь сыновей колхозника, зубного врача, учителя. Аудитории речных училищ и институтов позволяют овладеть профессией водника любому, кто любит реку. Наши волжские судоводители очень сильно «помолодели» против дореволюционных. Но, стараясь непременно «вызубрить» реку, они учатся точно, уверенно, целесообразно использовать технику, которая делает судоводителя зрячим в гаком тумане, какой хоть ножом режь, позволяет ему чувствовать дно так, будто не эхолот, а сам он шестом - наметкой прикидывает глубину. Я встречал последние годы на Волге капитанов с тремя дипломами: речное училище, мореходное училище, экономический факультет института инженеров водного транспорта. Работа в зарубежных портах заставила их овладеть разговорной речью на одном, а то и на двух языках. И кто сказал, что радиолокатор несовместим с поэтическим восприятием водных просторов! Разве новые дороги из Волги в моря не обогатили романтику волжских рейсов встречами с морской стихией, более полным удовлетворением стремления человека больше знать, больше уметь, больше видеть! До сих пор не понимаю, почему не собрано воедино лучшее из того, что написано о великой реке, - какая бы книга получилась! От давних свидетельств иноземцев Ибн - Фадлана Олеария, Стрейса, от Дюма, поспешившего на поклон к царице рек, «ее Величеству Волге», до Островского, Горького, наших современников.

Среди бесчисленных писательских этюдов о Волге есть один, принадлежащий Леониду Андрееву и неожиданный для писателя пессимистического склада. Он нашел, что самое близкое к действительности определение Волги - «Веселая река». Она весела даже в хмурости, в физиономии реки всегда сквозит, проглядывает глубокое, органическое, неистребимое веселье. Оттого - то, продолжает писатель, так любили Волгу все крупные русские люди, ибо в характере русском нет бесцельной и бессмысленной меланхолии.

И верно, на волжских плесах заряжаешься оптимизмом, черпаешь запас бодрости, надолго сохраняя его и после расставания. Узнав Волгу - полюбишь. Поработав на ней - полюбишь вдвойне. С ней в нашей жизни связано многое, очень многое, возвышающее душу, согревающее сердце. Настало время, когда, по выражению поэта, она вышла «в бескрайний плес всемирных вод», уже и там неся «земли родимой отраженье». Земли, дороже которой для нас нет ничего на белом свете.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены