Призыв машин первой пятилетки

Ирина Большинцова| опубликовано в номере №237-238, январь 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

Я воспомнил ваши взоры,

Ваши синие глаза».

Пушкинская цитата несомненно неопровержима. Действительно есть небо над Ижорами, бывает и синее, если надо в рифму.

Но если сегодня вы спросите ученика рядовой советской школы или ФЗУ, что это за штука Ижоры, он вам ответит, что безвестное это местечко выполнило «заказ революции».

Ижоры вошли в историю поздно, но в экономической географии Советского союза они запомнятся надолго.

Тринадцатый в мире, первый советский блюминг вышел отсюда, из стен старого завода, ничем не замечательного, ничем доселе не приметного.

И вот этот блюминг, колоссальнейший прокатный - обжимные стан, установлен на Макеевском заводе.

Над ним работали 840 кадровых рабочих, 50 бригад образцовой продукции. За границей при готовых чертежах, специальном оборудовании и большем числе рабочих срок изготовления такого стана не меньше года.

Ижорцы выполнили заказ в 9 месяцев. Болванки от 5 - 7 тонн весом будут проходить через мощные валки этого блюминга.

Миллионы тонн заготовок металла в год! На заводе «Электросила» продол - жили успех ижорцев - закончили электропривод к блюмингу. Электрическое оборудование для одного блюминга напоминает по своим масштабом целую станцию. Тут установка системы Ильгнера, преобразующая ток, главный мотор, развивающий мощность свыше 20 тыс. лошадиных сил, моторы на кантональных аппаратах, переворачивающих болванку с бока на бок, моторы на раскатных рольгангах.

Три моториста обслуживают электрическое управление этой гигантской машины.

В основу проекта блюминга положены все новейшие данные германской и американской техники. Тринадцатый в мире советский не уступает ни в чем своим двенадцати предшественникам.

И не только блюминг изменяет лицо наших металлургических заводов.

Невиданными темпами мы нагоняем сейчас металлургию капиталистических стран. Характер агрегатов принял иной облик.

Ведь даже самые крупные мартеновские печи впервые годы пятилетки вмещали 50 - 60 тонн металла, в 1932 г. пущены на Сталинском заводе 3 мартена по 150 тонн, строившиеся на Урале и в Сибири.

Уже в ходу качающийся мартен - двадцатипятитонка, а в Мариуполе осваивают такие же, но емкостью в 250 тонн.

Разве были у нас до 1928 г. электропечи? 100 таких печей от 3,5 тонны до 15 тонн работают на советских заводах. «Электросталь», Запорожский завод и Московский электрозавод строят печи еще большей емкости.

Автоматические вагон - весы, разливочные и завалочные машины, электрокары, грейфера, пушка Брозиуса, забивающая летку домны, лебедка Отиса - вот машиностроительный инвентарь металлургии, освоенный пятилеткой.

На третье место в мире

Когда бетон залит в корпусах и ложа светлой и просторной электростанции ожидают машин, эти дни совпадают с приездом монтажников.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены