Все знают Нотр-Дам де Пари, но многие ли побывали во владимирском Успенском соборе, где сохранились гениальные фрески Андрея Рублева, или в церкви Грузинской богоматери в Москве, фрески которой превосходят многие лучшие памятники Италии, в прекрасном храме Покрова на Нерли, и уж совсем немногие видели дворец царевича Димитрия в Угличе, простой и мужественный, как страницы русской летописи.
Мне приходилось на разных языках слышать дорогое каждому русскому слово «Кижи». Но мало кто знает, что совсем недавно, всего полтора года назад, мы безвозвратно потеряли родную сестру Кижей, Анхимовскую церковь около Вытегры - бесценный памятник XVII вена. Ее сожгли пьяные хулиганы. Скажут: случайность. Нет, причина та же: отсутствие должной охраны памятников.
Кому пришлось поездить по России, особенно по ее Северу, знает, какую печальную картину представляют собой местные музеи - эти, по мысли Ленина, прямые пропагандисты и воспитатели патриотизма. В музеях часто работают люди случайные, без специального, а то и совсем без образования. И все это вызвано низкой оплатой музейных работников, установленной еще в 30-е годы. А ведь они, работники музеев, в первую очередь должны быть хранителями нашей культуры.
Как мы пропагандируем нашу культуру? Среди сотен журналов, издаваемых в СССР, нет ни одного, посвященного проблемам истории и развития русской культуры.
За последнее время в Москве были устроены очень интересные выставки американской художницы-примитивистки и югославских народных примитивистов, а народные художники Горьковской области скромно работают в деревнях под Городцом, и только заезжий любитель может видеть их прекрасные произведения - небольшие по размерам и блистательные картинки из русской народной жизни. А неизвестные миру собрания каменных половецких изваяний IX - XII веков хранятся в Днепропетровске и до сих пор не нашли места на столичной выставке.
Не лучше обстоит дело и с полиграфическими изданиями. Каждый знает о Сикстинской мадонне, но все ли слышали о Владимирской богоматери, иконе XII века, быть может, самом проникновенном женском образе во всем мировом искусстве? Это произведение хранится в Третьяковской галерее, но найти в магазинах репродукцию - задача почти невыполнимая. И после этого не слишком ли строго мы судим молодых людей, которые слышали о Рафаэле, но не знают о том, что Сикстинская мадонна и Владимирская богоматерь, так сказать, одно и то же лицо?!.
Пропагандой отечественных памятников культуры могло бы заняться и наше кино, но оно предпочитает путешествовать «от Рима до Милана», снимать памятники культуры Латинской Америки, Африки и Мадагаскара. Это очень хорошие фильмы, и, быть может, нужно делать их гораздо больше, но почему бы, скажем, после путешествия от Рима до Милана нашим кинематографистам не совершить поездку от Москвы до Ярославля? Между прочим, во время этого путешествия мы будем не только восторгаться произведениями русского национального гения, но еще глубже почувствуем специфику и неповторимость другой культуры.
Кто должен заниматься этими вопросами? Кто должен по-настоящему возглавить дело охраны памятников культуры сегодня, когда давно уже пора бить в набат? Кто скажет первое слово?..
Во многих республиках созданы и успешно работают добровольные общества охраны памятников культуры. Но в РСФСР, где больше всего подобного рода ценностей, такого общества до сих пор не существует.
Совсем недавно за это общегосударственное дело взялись молодежь, комсомольцы. Группа студентов Химико-технологического института имени Д. И. Менделеева выдвинула идею создания молодежного клуба по изучению истории нашего народа. Эта идея нашла поддержку у студентов Московского университета. Студентов поддержали в ЦК ВЛКСМ, в обкоме комсомола и Министерстве культуры. Областное Управление культуры предоставило помещение для будущего клуба - Крутицкий теремок, красивейший памятник Москвы XVII века.
Мы не будем сейчас подробно говорить о клубе «Родина» - он делает свои первые шаги, - но с уверенностью можно сказать, что дело, начатое молодежью, стоит того, чтобы поставить его на широкую ногу. Ведь речь идет не просто о создании очередного клуба, появился на свет боевой авангард энтузиастов, столь необходимый при нынешнем положении вещей. Ибо они понимают, что речь идет об очень важных вещах - об эстетическом воспитании и воспитании патриотизма. Речь идет в конечном счете о любви к Родине.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Фантастическая повесть