«Приезжайте снова…»

Валентин Чикин| опубликовано в номере №1268, март 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Если бы мы могли дать завтра 100 тысяч первоклассных тракторов, снабдить их бензином, снабдить их машинистами (вы прекрасно знаете, – предупредил делегатов, – что пока это – фантазия), то средний крестьянин сказал бы: «Я за коммунию» (т.е. за коммунизм). Но для того, чтобы это сделать, надо сначала победить международную буржуазию, надо заставить ее дать нам эти тракторы, или же надо поднять нашу производительность настолько, чтобы мы сами могли их доставить...

Успехи хозяйственного возрождения и социалистического обновления надо прямо связывать с тем, насколько прочно опираемся мы на достижения науки. Ленин сам принимал непосредственное участие в продвижении многих ценных начинаний – будь то радиотелеграфное строительство или использование горючих сланцев, тепловозостроение или орошение голодных степей, организация сельскохозяйственной выставки или исследование Курской магнитной аномалии. Советы заботились о государственной организации науки. Даже в первые два тяжелейших послереволюционных года создано более ста научных учреждений. Многие ученые мировой известности горячо откликнулись на голос революции, посвятили служению ей свои таланты.

Да, Уэллс может засвидетельствовать: в Петрограде, в старинном дворце бывшей великой княгини, где теперь открылся Дом ученых, он встречался со многими представителями советской науки – с нобелевским лауреатом, физиологом Павловым, знаменитым астрономом Белопольским, геологом Карпинским, востоковедом Ольденбергом... Они поразили своим воодушевлением. Столько было задано настойчивых вопросов о последних достижениях научной мысли за рубежом, что популярному фантасту нередко приходилось разводить руками и стыдиться своего невежества. Зато теперь он привез в Лондон кое-что из русских новинок, и в частности эффективный метод лечения туберкулеза. Блокада капиталистических стран, однако, очень мешает нормальному развитию многих направлений мировой науки.

Владимир Ильич убежден: чем скорее будут созданы идеальные условия для каждого талантливого ученого, инженера, изобретателя, тем энергичнее и полнее будет осуществляться прекрасная мечта – соединить творческий поток научно-технической мысли в прочный союз с творчеством социальным, с развитием нового общественного строя.

В СПОРЕ о будущем, сопоставляя мечту с действительностью, английский романист доказывает: большевикам-де придется не только искать рациональные технические решения; перестроить не только материальную организацию общества, но и образ мышления целого народа; надо преодолеть старые привычки и традиции, косность и индивидуализм; чтобы построить новый мир, нужно сначала изменить психологию людей.

Нет смысла спорить: что «сначала» – все-таки бытие определяет сознание. Но справедлива мысль: перед большевиками стоит решающая задача – воспитать нового человека. Они это великолепно сознают, они уже кое-что делают... Только закончился Ш съезд РКСМ. Ленин был на нем и обратился к организаторам юношества с самой проникновенной своей речью – именно о воспитании нового человека, о задачах в связи с этим союзов молодежи.

Уже первые строители коммунистического общества должны учиться, овладевать не легковесным багажом, а всей суммой человеческих знаний. Не книжно, не начетнически, а в работе, в борьбе постигать истины коммунизма. Без принуждения, без муштры ставить сознательную дисциплину, утверждать коллективистские формы труда. Работать по общему плану, на общих фабриках и заводах, развивать промышленность, земледелие по последнему слову науки, на современной технической основе. Строить новую культуру не на сомнительных лабораторных открытиях, а из духовных богатств человечества. И утверждать – вот центральный вопрос – новую мораль, коммунистическую нравственность. А что это такое?

Уясним: внеклассовой, внечеловеческой морали не существует, из каких бы «велений бога», идеалистических или полуидеалистических «откровений» ни исходили моралисты; господствующая мораль определяется системой общественных отношений. «Для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата», она «объединяет трудящихся против всякой эксплуатации», новая мораль утверждает себя в борьбе с пережитками старой морали, которая может принимать вроде бы самые безвинные формы, но от этого не перестает быть грабежом чужого труда.

Новое, коммунистическое воспитание должно состоять не в обольщении молодежи усладительными речами и правилами о нравственности, а в борьбе против эксплуататоров, против эгоистов и мелких собственников, против той психологии и тех привычек, которые говорят: я добиваюсь своей прибыли, а до остального мне дела нет. Благо коммунизма с неба не сваливается. Это нужно заработать, выстрадать, создать. Таким образом, в основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма, нравственность служит для того, «чтобы человеческому обществу подняться выше».

Это, конечно, еще мечта о новом человеке, но это – уже и программа для сотен, сотен тысяч молодых людей... Интересно, удалось ли английскому путешественнику повидать что-либо из сделанного в области просвещения? Тот с похвалой отзывается о некоторых вещах, наблюдая за выражением ленинского лица («Он улыбнулся, довольный. Он безгранично верит в свое дело»), и тут же замечает:

– Но все это только наброски, первые шаги...

– Приезжайте снова через десять лет и посмотрите, что сделано в России за это время.

И вот резюме фантаста-скептика:

– Встреча с этим изумительным человеком, который откровенно признает колоссальные трудности и сложность построения коммунизма и безраздельно посвящает все свои силы его осуществлению, подействовала на меня живительным образом. Он, во всяком случае, видит мир будущего, преображенный и построенный заново.

... Чтобы человечеству подняться выше – вот смысл ленинской мечты, а ее истинная природа – созидательная действенность.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Идите к зубному врачу

Юмористический рассказ