— Спорт — лишь точка отсчета. Существует более 70 видов спорта, которые копируют работу различных систем организма человека, занятого в одной из 6 тысяч профессий. Не зря давно вошло в привычку связывать, например, шахматы с логическим мышлением, которое необходимо и математику, и физику. Точным и быстрым движениям рук теннисистов позавидует любой хирург и швея. И если изучить законы стремительных движений спортсменов, можно сформировать подобные навыки и у хирургов, разработав для них соответствующую методику «скорости». Если проследить в лабораторных условиях систему умозаключений того же шахматиста, можно помочь сделать открытие химику. Словом, у спортсменов мы можем позаимствовать оптимальные приемы выполнения любых операций.
— Не предполагает ли «оптимизация» какие-то завышенные требования, выполнить которые под силу только суперменам?
— Вовсе нет. Энергии будет затрачиваться значительно меньше. Резервы деятельности откроются не за счет мышечной силы, а путем оттачивания профессиональных навыков. Дело в том, что корни антропомаксимологии лежат в основе нормальной работы нашего организма. Давно известно, что наше сердце работает с максимальной нагрузкой. Даже во время сна сердечная мышца «напрягается» сильнее, чем мышцы бегуна-спринтера. Уменьшается лишь частота сердечных сокращений. В чем тут секрет? Отгадка в соотношении работы и отдыха: три к пяти — это универсальный общечеловеческий закон, по которому бьется сердце. А значит, в этом направлении надо вести исследования. Ведь для каждой профессии обязательно должны существовать свои соотношения работы и отдыха, при которых результат станет наилучшим. Но это только начало. Придет время, и благодаря антропомаксимологии мы сможем помогать каждому юному человеку сделать выбор, в каком роде деятельности он принесет максимальную пользу обществу. Ведь частенько случается, что любимое чадо непременно учат рисовать. А у ребенка, скажем, незаурядные музыкальные способности. Или наоборот: с пеленок вручают скрипку, когда он прирожденный конструктор. Система тестов, изучение затрат умственной и физической энергии ребенком в той или иной деятельности, оценка эмоций, которые вызывает определенная работа, помогут отгадать призвание человека. Так что антропомаксимология закладывает фундамент развития творческих и трудовых способностей личности.
— Наверное, каждому хочется поскорее закончить учиться, чтобы наконец приступить к главному... Но не каждый, к сожалению, наделен способностями Карла Брюллова, поступившего в Академию художеств в девять лет, Эдисона, еще подростком сделавшего свои первые открытия, или Моцарта, чья музыкальная одаренность проявилась в три года...
— Здесь опять же необходимо хоть на мгновение отказаться от привычных канонов. И идти от главного к второстепенному, делая самое сложное простым и понятным с самого начала. Как во время войны, когда морзянке обучали, начиная со скорости приема и передачи ста знаков в минуту. Овладев вершиной, не нужно прорабатывать детали. Они приходят сами собой. Именно этот прием используется сегодня в обучении машинописи за четыре дня. Главное — научить человека сознательно включать резервы. Над этим-то мы и работаем.
Комментарий журналиста. Результаты работ ученых в этом направлении я испытала на себе. Срочно нужно было освоить французский язык. Мне посоветовали идти в университет, где только что организована группа, занимающаяся по методике Кузнецова: за три месяца учат говорить... Я недолго думая отправилась на занятия и в первые минуты пожалела. Буквально с порога меня засыпали неведомыми фразами. Учительница разводила руками, рисовала на доске, судя по интонации, что-то спрашивала, требовала ответа. Я почувствовала, как у меня на лбу от напряжения выступают капли пота. Почему-то было очень стыдно. На меня со всех сторон смотрели студенты и ждали ответа, а я не понимала... И вдруг, словно что-то включилось: в голове стали вспыхивать отрывки фраз, произносимых преподавателем. Оказывается, в самих ее вопросах были зашифрованы ответы. И если ты «догадывался», как их расшифровать, фраза намертво врезалась в память. Потом на протяжении многих дней мне снились звуковые сны: я говорила, знакомилась, спорила, пела, читала стихи по-французски, мозг десятки раз прокручивал за ночь дневной материал. А через три месяца я заговорила...
— Владимир Васильевич, я овладела французским языком благодаря вашей методике, но иностранный язык лежит как бы в стороне от других наук. А можно ли с помощью АМЛ освоить совершенно новую для себя область знаний?
— Безусловно. Именно для этого мы и существуем. Одна из наших целей — ускоренное обучение. В самом деле, например, в спорте относительно высокого результата новичок может сейчас добиться за считанные недели благодаря рекомендациям АМЛ. Так почему бы не распространить подобные методы на системы профтехобучения и высшего образования. Кстати, тот факт, что за три года пребывания в училище человек получает всего лишь четвертый разряд — тревожный сигнал для антропомаксимологов. Мы считаем, что за этот период можно достигнуть куда более высокой квалификации.
— Владимир Васильевич, недавно я увидела международный знак АМЛ. Идея понятна: разламывая деревянную колоду, человек вырывается на волю. Но здесь спортом и не пахнет, хотя началось все с него.
— Ничего удивительного. Мы работаем на будущее. Завтра не останется такой области человеческой деятельности, в которой не понадобятся наши исследования... Повторяю, смысл спортивных рекордов — открытие универсальных законов, которые помогут нормальному человеку в нужное время реализовывать все свои резервы. Каждый сможет «вырваться» за пределы средних биологических норм и, не переступая допустимого для организма порога, в любой области быть талантливым, на любой работе трудиться в полную силу.
Величина которой пока неизвестна.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Из дневника комсомольца-героя
Памяти Бориса Натановича Стругацкого