Праздник природы

К Вачнадзе| опубликовано в номере №699, июль 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Недаром в народе говорят: «И рада бы весна на Руси вековать вековушею, а придет день - прокукует кукушкой, соловьем зальется, к лету за пазуху заберется».

Именно так - в звонких соловьиных переливах, в глуховато - задумчивом куковании кукушки, в буйном цветении лугов и перелесков - пришло лето. Но уже стихает разноголосый птичий хор: наши летние гости отпраздновали новоселье. Больше не заливается серенький и невзрачный с виду чародей - соловушка, редко рассыпает он теперь свои многоколенчатые трели. Скоро мы уже не услышим ни кукушки, ни зяблика, ни соловья: в наших краях они обычно замолкают к середине июля. Но по утрам все еще переливается нежная флейта иволги. Трудно увидеть эту сторожкую красивую птицу. Редко удается заметить ее ярко - желтую грудку и черные крылья. Издалека прибыла эта любительница тепла, поистине солнечная птица, и недолго погостит у нас. Появившись после первых гроз, она уже в августе покинет северные края, чтобы в далекой Южной Африке поведать своим тропическим сородичам о красоте наших березовых рощ и смешанных лесов.

Красная птичка - невеличка чечевица прилетела из Индии, а водолюбивый изумрудно - голубой зимородок - из Египта. Подобно большой стрекозе, сверкает он в лучах солнца над лесными ручьями. Недалеко от воды поселилась и синегрудая варакушка. Это она по ночам вводит в заблуждение расположившихся у костра рыболовов: то соловьем, то малиновкой пробует залиться, а то загудит вдруг или по - скворчиному свистнет. Нет у нее собственной песни, чужими пользуется. За это свойство и прозвали ее варакушкой. Чудит и козодой, ночная птица. Тоже хочет спеть, да не может, вот и скрипит непонятно, а то возьмет и гулко крыльями захлопает. А во ржи до самого рассвета неутомимо повторяет свое неизменное «пить - пойдем, пить - пойдем» перепел.

Немало стран миновали все эти птицы, спеша к нам на летнее жительство, многое повидали в дороге. Но еще больше интересного могли бы рассказать о виденном по пути в Россию коростель - дергач и болотная курочка - погоныш. Летать они не любят и пришли к нам через всю Европу пешком. Никакой чемпион по спортивной ходьбе за ними не угонится.

Все это птичье население в дни перволетья свистело, пело, заливалось в хмельной радости: оно вновь у себя на родине, и наши края - родина его потомства. А уж известно: кто где родился, тот обязательно туда прилетит на следующий год.

Не только птицы, но и некоторые звери недавно отпраздновали новоселье в лесах Подмосковья: из года в год охраняем и умножаем мы богатства природы. Нынешним летом недалеко от Москвы можно встретить не только старожила наших лесов - лося, но и другого редчайшего великана - зубра. Поселились у нас и чудесный дальневосточный пятнистый олень и его алтайский сородич - марал, в рогах - пантах которого таится целебная сила. Живут теперь в Подмосковье косули, дикие кабаны, еноты и уцелевшие только в нашей стране выхухоли. Все эти животные заняты сейчас воспитанием потомства. Много незабываемых впечатлений может получить каждый истинный любитель природы, осторожно наблюдая за ними. А выпадет удача - добудет для своего альбома редкие фотоснимки.

Жаркий июль - месяц выкармливания молодых птиц и животных. Нигде не слышно выстрелов: повсюду полностью запрещена охота на все виды птиц и зверей. Только к злому хищнику, «серому помещику», мы беспощадны. Сейчас хорошее время для истребления волчьих выводков на логовах.

Июль - подлинный праздник нашей среднерусской природы. Кругом все цветет, растет, зреет, наливается соками.

Все жарче греет солнце. Зацветает золотая розга, кругом засилие иван - чая. Созревают черника, бузина, черемуха, лесная малина. Из гнезд уже храбро вылетают птенцы, быстро приобретает самостоятельность молодое птичье поколение. Отроились пчелы. Все это значит, что кончилось перволетье.

Для рыболовов продолжается прекрасная пора утренних и вечерних зорь. Тихо плывут по небу облака, отражаясь в зеркале реки. Ярко светит солнце, но оно не в силах пробить пышную листву склонившихся над водой деревьев. К самому берегу сбегает зеленый ковер с яркими пятнами ромашек. Изумрудно - синие стрекозы то и дело касаются прозрачными крылышками воды у самых поплавков. Вот один из них дрогнул, пошел в сторону, затем затанцевал и вдруг исчез в глубине. Есть! Кто - то крепко сидит на крючке. На быстрых перекатах, песчаных и каменистых отмелях, в омутах и затонах ниже мостов и пристаней, в местах, где низко свисают к самой воде деревья, держится осторожный голавль. Жадно хватает он различных крупных насекомых: жуков, бабочек, стрекоз, кузнечиков. Хорошо ловить сейчас голавля нахлыстом. Если он не напуган, стоит только упасть в воду насадке, как леска уходит под воду.

Рано утром далеко кругом разносятся шумные всплески: это крутобокий красавец лещ, играя, выбрасывается из воды, «ставит свечи», как говорят рыболовы. А если у самого берега закипит вода и, подобно серебряным брызгам, взметнется из нее мелкая рыбешка, это значит: там охотятся прожорливые хищники наших вод - окунь или щука. Не зевай, подбрось им живца или блесну.

Идут на удочку плотва, красноперка, ерши, подлещики, можно вытащить язя и линя. Только знать надо, как и на что их «взять»: рыбная ловля, подобно охоте, требует немалой сноровки.

Июль - время увлекательных пеших и шлюпочных походов по родному краю, ночлегов у костра, время тесного общения с природой. Этот благоухающий, светозарный, омытый теплыми дождями месяц - поистине чудесная пора нашего короткого северного лета.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены