Право выбора

Елена Любимкина|13 Апреля 2011, 16:16| опубликовано в номере №1758.1, апрель 2011
  • В закладки
  • Вставить в блог

Анна: «Очень большую роль здесь играет человеческий фактор. Мне кажется, сознание человека, получившего пятилетнее педагогическое образование, с многолетним опытом работы, не может допустить мысли, что какая‑то обыкновенная мама, без этого самого педагогического опыта, а иногда и какого бы то ни было высшего образования, возьмёт на себя его профессиональные функции при обучении ребёнка. Наверняка так происходит не у всех, но у большинства.

Выход вижу в том, чтобы поднять престиж семейного образования, в том числе и с помощью СМИ. Узаконить семейную форму образования нужно так же чётко, как и экстернат. В части регионов выплаты родителям-«семейникам» аннулированы; в нашем регионе этот вопрос рассматривается уже лет шесть. К сожалению, общество до сих пор полагает, что на семейной форме образования учатся дети, имеющие проблемы со здоровьем или поведением, то есть происходит подмена понятий. А на самом деле большинство «семейников» сейчас — это те, кому просто небезразличны их дети».

Большая разница

Марина, педагог дополнительного образования, мать двоих детей на семейной форме обучения (Москва): «Появилась общая тенденция равнодушного отношения к детям в средних специальных учебных заведениях: из школы ушли понятия воспитания и просвещения. Школа проводит уроки — и всё. Директора списывают всё на средства массовой информации, разводят руками и вздыхают: «Ах, это всё телевиденье! Оно нам не помогает!». А у самих в школах после уроков стоит мёртвая тишина (за исключением продлёнки). Не раз слышала вопли уборщиц на задержавшихся после уроков детей: «Идите отсюда! Что вы здесь делаете?!» — и никакая администрация их не одёргивает. Так куда же податься детям, как не в телевизор, Интернет, на улицу, в подъезд, если СВЕТ школы для них погас? Выпускники покидают школу без сожаления не только потому, что их, наконец, ждёт большой прекрасный взрослый мир. Это избавление от равнодушия и унижения».

К сожалению, до сих пор не в каждом уставе школы прописана возможность семейного образования (хотя это и считается нарушением), но найти такую школу не представляется сложным. Достаточно обратиться в местный Департамент образования или иную аналогичную организацию для получения данных о тех школах, где имеется возможность такого обучения. Так, в Москве существует единая информационная служба экстернатов, имеющая список школ-экстернатов, актуальную карту их расположения прямо на сайте и телефон для консультаций, по которому оператор грамотно и подробно объяснит все интересующие нюансы. А список сайтов экстернатов Санкт-Петербурга «вываливается» по запросу в любой поисковой системе. Но после достаточно прозрачного начала родителей ждёт немало трудностей.

Марина: «Перейти на индивидуальную форму обучения удалось не сразу: школа не оформляла нам документы, делала вид, что ничего не происходит. Но через год такого обучения стала видна колоссальная разница. В школе ребёнок говорил: «Мама, хочу PSP!», а когда просили рассказать про школу, рассказывал, какой у друга новый телефон. Дома захотел, чтобы покупали новые книги, и стал говорить, что он сегодня читал.

В этом году дети ездили в оздоровительный лагерь. Прекрасно влились в коллектив, социализировались без проблем. Наша семья не замкнута, социализация начинается, как только распахиваются двери на улицу. Дети общаются со сверстниками, ходят в спортивную секцию и музыкальную школу, посещают детский центр, где изучают языки. В школе им бы пришлось сидеть минимум до трёх часов, а дальше дома — опять уроки, только уже с родителями. Какой в этом смысл?»

Как уже было отмечено выше, в соответствии с российским законодательством (но это обязательно должно быть указано в договоре) образовательное учреждение обязано оказывать методическую помощь и проводить консультации, осуществлять своевременную, либо, если учащийся усваивает материал быстрее, досрочную промежуточную и итоговую аттестацию учащегося. Расторгнуть договор можно при неосвоении учащимся в установленный календарным планом срок образовательных программ. В таком случае школа может предложить перевести ребёнка на стандартную форму обучения.

Впрочем, выявлялись случаи, когда ребёнок не проходил аттестацию из‑за несоблюдения требований её проведения (например, во время контроля в кабинете присутствовали посторонние учителя, которые мешали процессу), или же оценки искусственно занижались из‑за оформления работ. В таком случае важно помнить, что оценку можно и нужно оспаривать.

Марина: «Я никогда не думала, что придётся так учить детей. Нам на семейную форму обучения пришлось не перейти, а решиться, ведь это оказалось практически войной. Одной из причин было то, что моего второго ребёнка не приняли в ту же школу, что и первого. Час тестировали, потом учительница отказалась нас взять прямо при ребёнке, не задумываясь о том, что он всё слышит и понимает. В таких случаях уходят те, кто любит своих детей, кому не всё равно, кто не нашёл другой, приличной школы, или её просто нет в городе, кто не хочет терпеть беспредел».

Регулирование на региональном (местном) уровне

Если кто‑то решит, что законы об образовании писаны исключительно для столиц, то он сильно ошибётся. Во-первых, именно местными органами власти окончательно определяется некоторая сумма на образование, которая при переводе ребёнка на семейную форму обучения должна быть частично компенсирована родителям. Забегая вперёд, уточню, что относительно каждого учащегося эта сумма оказывается не настолько большой, чтобы педагоги за неё готовы были перегрызть горло родителям, лишь бы не допустить уход учащегося «на сторону». Так что вышеуказанное мнение о человеческом факторе кажется более правдоподобным.

Во-вторых (эта причина мне представляется главной), именно местные положения о семейном образовании окончательно регулируют отношения школы и учащегося (его представителей) по данному вопросу в соответствии с нормами и традициями, характерными для данного региона.

Подобные документы действуют в Республиках Башкортостан, Карелии, отдельных районах Белгородской области, Владимирской, Кемеровской, Нижегородской, Ульяновской областях, Карачаево-Черкесской Республике, Якутии и многих других.

Однако, по словам Игоря Чапковского — одного из руководителей некоммерческого проекта «Семейное образование», одной из целей которого является охват проблемы по всем регионам России, а также обмен опытом родителями, решившимися на домашнее образование, у «семейников» и экстернов Москвы всё же есть некоторые преимущества. Во-первых, к аттестации более педагогическое отношение. Во-вторых, меньше проблем с получением компенсации. В отдельных же регионах вопрос компенсации вообще стараются замолчать, а отношение к детям, чьи родители выбрали семейную форму образования, носит подчёркнутый характер отчуждения.

Тем не менее, по наблюдению Чапковского, год от года число желающих перевести своих детей на альтернативные формы обучения только возрастает.

P. S. Неоднозначность «нешкольного» подхода к образованию по-прежнему вызывает много споров. Но желающих перейти на домашнюю форму обучения с каждым годом становится всё больше, а экстернаты для старших классов школьники нередко выбирают самостоятельно. Самое ценное, что может дать подобная форма обучения (как детям, так и родителям), — это возможность самостоятельного выбора. И, как следствие, так необходимое в нынешнюю эпоху нешаблонное мышление. Общаясь с родителями во время написания статьи, я пришла к выводу, что среди обучающихся на домашних формах образования нет ярко выраженных черт, под которые можно было бы подогнать абсолютно всех «семейников» и экстернов. Точно так же, как их нет в школе. И там и там существуют положительные и отрицательные персонажи: те, кто действует исключительно ради заботы, и те, кто таким образом маскирует своё собственное неумение наладить контакт с педагогами и обществом; кто желает оградить детей от жизни и кто старается сделать их мир интереснее и красочнее. В любом случае право их выбора подтверждено Конституцией РФ. Сделать же его могут только они сами.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Прохожие

Истории натурщиков

Рынок образовательных услуг

Проект закона «Об образовании» вреден для будущего России

Филfuck

Есть ли жизнь после филфака?