Поэта зовут Владимир Фирсов, а книгу - «Березовый рассвет».
Прочитайте эту книгу. Она интересна тем, что раскрывает мир современного деревенского парня. Фирсов пишет о родной природе, о первой любви, может быть, еще только придуманной, но уже постоянной и верной, о своих друзьях и близких, и поначалу кажется, что юноша пытается увести нас в идиллический мир, где поют соловьи, бродят пастухи, воркуют голуби, идут дожди, медленно плывут по рекам лодки. И вдруг из этого спокойного и ровного повествования вырываются строки:
А здесь, на этом белом свете,
На жизнь не закрывая глаз,
Я перед Родиной в ответе
За каждый день,
За каждый час.
В ответе даже за мгновенье,
Бесцельно прожитое мной...
Уйди, уйди,
Успокоенье,
Пока живой!...
Эти строки, может быть, именно потому кажутся мне достоверными, что они не стоят в ряду риторических стихов, а возвышаются над строками о милых сердцу автора цветах, травах и дубравах. Владимир Фирсов, рисуя пейзаж за пейзажем, убеждает нас в том, что любовь к природе - неотъемлемая частица духовного мира советского человека. Однако мне кажется, что в подобном подборе стихов, каждое из которых как бы противостоит декларациям, есть своя, особая декларативность: вот я какой деревенский! Будучи человеком городским, я вовсе не собираюсь противопоставлять городское деревенскому, а вот у Владимира Фирсова, вольно или невольно, пробивается иногда противопоставление деревенского городскому. В сборнике напечатано стихотворение «Не ты», обращенное к девушке, которая не косила в рассветных лугах, не видела, как цветет ландыш и на смену ему зацветают фиалки, не выращивала лен и рожь. Поэт говорит:
Ты красивая? Да.
Но твоей красоты
Слишком мало
Для тех,
Кто родился в России!
Справедлив ли этот упрек? Правилен ли вывод? Ведь жизнь многих юношей и девушек в нашей стране исторически сложилась по-иному. И разве заводской труд и учеба не позволяют им быть по-настоящему красивыми? Тут поэт, по-моему, перехватил и, претендуя на широту, продемонстрировал досадную ограниченность. Возможно, именно из-за этой «установки» некоторые пейзажи не удались Фирсову, кажутся не картинами, а лишь беглыми набросками.
Но о поэте судят прежде всего по его удачам, а удач в книге Владимира Фирсова немало. Взять хотя бы его стихи об осени. Поэт без индивидуальности пострашился бы вести разговор об этой поре, воспетой многими, - все уже, кажется, написано, все сказано. В «Березовом рассвете» есть очень хорошие стихи об осени. Отличная концовка у стихотворения «В лесу»:
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.