— Не знаем, как будет применяться вахтовый метод вот на таких пусковых объектах, но, несомненно, сам принцип организации работы правильный. Только его отработать надо как следует. А пока много неясностей. До сих пор экспериментируем: кто два месяца работает по 10 часов в день и месяц отдыхает, а кто один месяц по 12 часов и тоже почти месяц отдыхает. А как лучше, пока не знаем. Медицина до сих пор не может дать четких и всех удовлетворяющих рекомендаций, да и с профсоюзом много трений. Неизвестно, как работать в вахтовых условиях административно-хозяйственному и административно-техническому персоналу, какова должна быть преемственность в руководстве? Много вопросов, а подступаться к их решению начали с большим опозданием...
Иногда просто диву даешься, до чего же медленно едет улитка правильных решений до места их исполнения! А впрочем, северянам к этому не привыкать. Насколько мне помнится, ни одно оптимальное решение по стратегии и тактике освоения «газового треугольника» ни разу не было принято «на берегу» — до того, как «поплыли». Вот уже более пятнадцати лет, с самого начала строительства города Надыма, освоения Медвежьего и Уренгойского месторождений, пристально слежу я за развитием этого уникального газодобывающего региона и, право слово, затрудняюсь привести хотя бы один пример — не говорю уж образцовой — нормальной организационной подготовки к выходу в тот или иной район освоения.
Первые строители пришли в Надым вообще с пустыми руками, не имея понятия, с чего начинать. Не было ни проектов, ни стройматериалов, ни разработанных транспортных схем доставки сюда грузов. Создавалось такое впечатление, что Север решили чуть ли не шапками закидать. И в общем-то в конце концов закидали. Нет, не шапками — рублями. Сколько их, безымянных миллионов (десятков, сотен? кто знает? кто считал?) кануло в северные болота, топи, реки? Каким количеством рублей обернулись многие непродуманные решения и полная неподготовленность строителей взять северный газ не числом работающих, а умением? Никто не считал. Кирпич в Надым возили, например, за тысячи километров. И если отпускная цена с завода тысячи кирпичей была 26,5 рубля, то в Надыме их сметная стоимость доходила уже до 315 рублей. А рядом с Надымом были прекрасные глины, песок... Изготавливай хоть кирпич, хоть пескоблоки, хоть, ячеистый бетон, хоть керамзитовые плиты. Не знали, не были к этому готовы... Гвозди, обыкновенные железные гвозди возили на Медвежье из Омска самолетами. Так, честное слово, на подлете к месту назначения, эти обыкновенные железные гвозди золотиться начинали... Сам видел. Самолет разгружали бережно, с охраной, чтобы кто-нибудь ненароком один-другой ящик не уволок. Так было — забыли завезти гвозди во время летней навигации. Такая вот подготовка к серьезнейшей работе.
Но что действительно было — так это энтузиазм и оптимизм. Собственно говоря, оглядываясь в прошлое, многое, что сделано и в Надыме, и на Медвежьем и Уренгойском месторождениях, можно без преувеличения записать на счет энтузиазма и оптимизма, хотя и ясно, что они как категории внеэкономические не закладываются ни в один грамотный проект, ни в один сметно-финансовый расчет. Тем не менее я убежден, что энтузиазм и оптимизм молодежи крепко заложены в головы отдельных руководителей и всегда имеются ими в виду, когда нужно заткнуть, извините, дырки в их решениях, расчетах и проектах или компенсировать вообще отсутствие оных.
Припоминается, как начинал, например, комсомольско-молодежный трест «Севергазстрой», только что организовавшийся в Надыме, сооружать на реке причал — нужен он был позарез.
— Строим вот, а проектной документации нет, — грустно признался мне тогда главный инженер треста.
— В титульном-то списке этот объект хоть есть?
— Тоже нет.
— А какова необходимая мощность причала, знаете?
— Нет. Откуда же знать, если его в титуле нет?
— Так как же вы строите?
— А вот так и строим: без грузового причала мы вообще прогорим.
Они шли на явный риск, наверняка зная, что финансовые органы в лице Стройбанка за эту предприимчивость по головке их не погладят и выговоров им не миновать. А что было делать, если о причале вовремя не подумали те, от кого это по должности требуется? И подобным фактам числа нет.
Да что там причал, построенный наобум лазаря!
Перерезали же проектировщики Новый Уренгой железной дорогой прямо пополам и еще оправдываются: «Так это сейчас пополам, а в будущем основной жилищный массив не здесь будет, а за рекой Ева-Яхой». Оправдание неуклюжее — невооруженным глазом видно, что сотворена нелепость и допустили ее не одни проектировщики. На дорогу через город добро дали и Мингазпром, и Минтрансстрой, и местные власти. Сейчас они все стыдливо помалкивают. Но неужели тогда, когда начинали строить дорогу, не нашлось трезвых голов? Неужели не раздавались предостерегающие голоса? Ну почему же! Были. Но их не услышали. Не захотели услышать. Очень уж спешили построить дорогу и отрапортовать.
Я к тому все это рассказываю, что годы-то идут, а предыдущий опыт, предыдущие ошибки и промахи, ставшие уже классическими, критически так и не осмысливаются. Ямбург не с неба свалился, и о том, когда начинать его освоение, знали за несколько лет до того, а вот стратегия его освоения, принципы организации труда и быта строителей и газовиков были почему-то определены только спустя полтора года, как на месторождении уже вовсю развернулись строительные работы. Теперь же надо на ходу перестраиваться. «Ну и что ж? — слышу реплику. — Теперь все перестраиваются». Ну правильно! Так ведь перестраиваться — это всегда что-то ломать, ломать старое, отжившее, не отвечающее требованиям времени. На Ямбурге же ничего и перестраивать бы не пришлось, если б вахтовый метод был положен в основу освоения месторождения еще до прихода сюда строителей, если бы базовые города и все организации, причастные к строительству на Ямбурге, были готовы работать по-новому.
Начальник Главямбургнефтегазстроя Игорь Александрович Шаповалов так прокомментировал сложившуюся ситуацию:
— Поскольку решение работать на Ямбурге только вахтовым методом вызрело лишь, в этом году, то и научно-практическая разработка проблем, связанная с применением этого метода, началась с большим опозданием. И как следствие — острая нехватка квалифицированных рекомендаций по работе вахтовым методом в конкретных условиях Тюменского Севера. Вот потому важные практические решения мы вынуждены зачастую принимать на ходу, без опоры на достоверные данные научно обоснованного хозяйственного и социологического анализа. Да, ошибок при этом не избежать. Но давайте подумаем, какие меры необходимо принять, чтобы избежать подобного в будущем, ведь Ямбургское месторождение не последнее — далее путь лежит в еще более высокие широты...
Да, стало очевидным: от науки помощь вовремя не поступила. Что и говорить, претензии строителей к науке — как отраслевой, так и академической — стали уже привычными в бесчисленных дискуссиях об организации строительства на месторождениях нефти и газа Западной Сибири. Ямбург еще раз показал, что сам принцип подхода научных учреждений к решению северных проблем должен быть изменен в корне. Хватит с нас «опыта» строительства Надыма и освоения месторождения Медвежье, ведь если продолжить то, о чем уже говорилось, первые строители пришли сюда не только не оснащенные технически, но и не обеспеченные какими-либо научно проработанными методами и практическими рекомендациями по освоению сложнейшей территории. «Опыт» надымчан с лихвой был перенесен и на Уренгойское месторождение.
...И вот строители пришли на Ямбургское газоконденсатное месторождение, расположенное в северо-западной части Тазовского полуострова. Вечная мерзлота, непроезжая тундра, сочетание низких температур с сильными ветрами, удаленность от основных производственных баз делают этот район неблагоприятным не только для постоянного проживания людей, но и для ведения строительно-монтажных работ вообще. Казалось бы, где, как не здесь, строители должны были бы иметь на руках научно обоснованные схемы обустройства месторождения, тщательно разработанные методики сооружения жилых поселков, вахтовых городков на промысловых объектах, медицинские рекомендации по жизнеобеспечению людей. Но нет ничего, что могло бы удовлетворить их. Более того, они до сих пор то и дело сталкиваются со сложными проблемами насыпки строительных площадок, погружению свай, выполнению гидротеплоизоляции — основы основ нормальной, безаварийной работы в Заполярье. По мнению И. А. Шаповалова, даже место для основного поселения на месторождении — поселка Ямбург — выбрано без надлежащего изучения территории, как будто просто ткнули пальцем в карту: «Давайте строить здесь!» И строят, и возят теперь за двадцать километров песок на подсыпку заболоченной местности как раз оттуда, где только и можно было без лишних затрат на сухом, твердом грунте размещать тысячи квадратных метров жилья. Хорошо еще, что Ямбург не будет городом, а то можно представить, в какую копеечку влетел бы он государству и что пришлось бы испытать его жителям.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.