Уже позже, разговаривая с Козеевым, мы поинтересовались, не навел ли случай с Ниной членов комитета на размышления о том, как сделать досуг заводской молодежи более содержательным. Оказалось, что нет, не навел. Но не может такого быть, чтобы заводской комсомол пренебрегал в воспитательной работе столь мощным активом, как собственный Дворец культуры. Не пренебрегает. По торжественным дням, когда грядет очередной юбилей или в планах комитета вызрела идея провести молодежный вечер отдыха. К каждому такому событию готовятся заблаговременно, и вечера во многом благодаря коллективу дворца проходят на уровне.
А в промежутках между ними? Ничего, пустота. И тем не менее считается, что в плане организации досуга молодежи все обстоит благополучно.
Директор «Металлурга» Лилия Ивановна Афанасьева, заведующая молодежным отделом дворца Майя Павловна Назарова не смогли припомнить ни одного случая, чтобы заводской комитет ВЛКСМ выдвинул какую-то долговременную идею. А ведь сама жизнь подсказывала направление поиска этих идей.
Было такое в практике дворца – слеты бригадиров. На них приглашались директор завода, представители партийных, профсоюзных, комсомольских органов. Микрофоны устанавливались на сцене и в зале. Протокол соблюдался только в первые полчаса. Каждый мог рассказать не только о достижениях. но и поделиться наболевшим, задать вопрос администрации, предложить какую-то идею. В зале не было пассивных слушателей, все были равноправными участниками диалога. Директор сталепрокатного завода Николай Иванович Черненко признался как-то, что встречи с бригадирами в такой вот раскованной обстановке лично ему дают много: на них рождаются новые идеи организации производства, они помогают администрации понять настроения людей. Что ж, это лишний довод в пользу подобных встреч.
Почему, скажем, не создать при «Металлурге» постоянно действующие клубы молодых специалистов, бригадиров, молодых рабочих? Ведь, согласитесь, мы просто обожаем поговорить о работе после нее. Есть же в Ленинграде клуб бухгалтеров, где представители этой, казалось бы, отнюдь не романтической профессии находят темы для общения уже много лет. А ведь нам всем катастрофически не хватает именно такого неформального общения. Много ли мы знаем друг о друге помимо производственных качеств?
А что такое, в сущности, клуб или Дворец культуры? Стены, залы, холлы? Да, конечно. Но одушевляет их прежде всего содружество людей, объединенных общими интересами, увлечениями, взаимным стремлением к общению, личными симпатиями. В стенах клуба этих людей может связывать и любовь к поэзии, и к филателии, и к танцевальному искусству. Но не только.
Разве в такой же мере людей не связывают труд, общие цели, проблемы? Мы ныне говорим о любительских объединениях, вкладывая в это понятие, как правило, то, что лежит за пределами основной профессии, иначе говоря, в области увлечений. Но, как утверждают социологи, ярко выраженное хобби есть только у одного из десяти человек, сценический талант – примерно у одного из двадцати пяти. Потребность же в общении – у девяноста из ста. А сколько людей увлечены только своей работой! Так почему бы не создавать возможности для их общения и отдыха под крышей клуба?
Мы живем в эпоху числовых оценок и точных измерений. В одном из цехов сталепрокатного завода надпись на стенде гласит: «Одна минута простоя канатного участка – недоданная государству продукция на сумму 106 рублей». Но считал ли кто-нибудь сумму производственных потерь, в которые оборачиваются пустующие клубы?
Несколько десятков миллионов клубных мест в нашей стране пустуют три-четыре дня из семи. В «Металлурге» та же картина. Но ведь они могли бы «работать». Люди, по вечерам заполняющие залы клубов, не просто проводят время, они освобождаются от стрессов, последствия которых в той или иной мере ощущаем все мы, приобретают новые впечатления. Это помогает сохранять рабочий тонус в последующие дни.
По утверждению экономиста Н. Груздевой, проводившей исследования на предприятиях Костромы, разница в выполнении норм выработки в первые дни недели у отдохнувших накануне и неотдохнувших работников доходит до 17 процентов. Представляете, какие колоссальные экономические резервы заложены в правильной организации отдыха!
Наконец, еще один, возрастной аспект проблемы. На лекцию о правовом воспитании молодежь собирается менее охотно, чем на дискотеку. Значит, надо найти золотую середину, полезное совмещать с приятным. Почему в «Металлурге» нашлось помещение для занятий 19 хореографических групп (!) и не нашлось для, скажем, любительского объединения домашних мастеров-самоучек, или фотографов, или механиков-любителей?
Мы реалисты и отдаем себе отчет в том, что из 600 детей, занимающихся в «Металлурге» хореографией, на профессиональную сцену попадут единицы. Большинство станут рабочими или инженерами. Тогда почему же кружки юных техников ютятся в тесноте, в подвале? И так не только в «Металлурге».
Справедливости ради надо сказать, что работниками «Металлурга» найдена близкая к идеалу организационная форма для одного из любительских объединений, не потребовавшего никаких особенных затрат и помещений. Это женский клуб «Сударушка», который с успехом действует уже четыре года. Руководит, вернее, направляет работу «Сударушки» заведующая культурно-массовым отделом дворца Тамила Ивановна Стриженко, человек богатой фантазии и неистощимого темперамента.
Родилась «Сударушка» как одна из многочисленных страничек очередного торжественного мероприятия. Но именно эта страничка, собравшая в одном из залов дворца женщин сталепрокатного, представлявших все производства и цеха, стала главным событием вечера. И все поняли: надо идти дальше. Начали с взаимного представления, договорились поочередно брать на себя роль хозяек клуба. Давно знакомые люди открывались как бы заново. Они потчевали друг друга домашними пирогами, демонстрировали умение рукодельничать, готовить маринады, обсуждали производственные проблемы. Стриженко не скрывала, что поначалу членам клуба не хватало культуры общения и приходилось этому учиться. Но желание людей обрести новых друзей, найти ответы на многие давно интересующие их вопросы, стремление расширить свой кругозор помогло преодолеть естественную робость и так называемую некоммуникабельность.
У Тамилы Ивановны появились сподвижники. С каждым разом гостями «Сударушки» оказывалось все больше людей. Расширилась программа клуба. В практику вошли творческие семейные вечера, когда, например, молодые муж и жена, работающие на заводе, рассказывали о том, как они распоряжаются семейным бюджетом, строят отношения со своими родителями, воспитывают детей. На заседаниях «Сударушки» говорили об эстетике, истории римского права, рациональном питании, секретах косметики, обсуждали достоинства многосерийных телевизионных фильмов, очередного поэтического сборника, проблемы научной организации труда станочниц... А ведь наверняка у представителей сильного пола, работающих на заводе, и особенно у молодежи, нашлось бы немало своих тем для обсуждения, как и вообще точек соприкосновения.
Кроме субъективных причин, объясняющих процветание под крышей дворца традиционных клубных форм, есть причины объективные. Одна из них. на наш взгляд, заключена в несовершенстве оценки работы учреждений культуры, выражаемой в баллах или так называемых единицах и определяющей категорию того или иного клубного учреждения, а стало быть, и зарплату его сотрудников.
Так вот, первый показатель, по которому начисляются эти самые баллы, – количество посетителей в клубе за год. Здесь учитывается каждый человек, переступающий порог клуба в течение года Цифра эта, конечно, весьма условна, но она дает «Металлургу», располагающему такими мощными площадями. как танцзал, кинозал и концертный зал, сразу 192 балла.
Следующий показатель – количество народных университетов и народных коллективов художественной самодеятельности. Наличие каждого из них приносит по 10 баллов. 7 университетов и 4 народных коллектива приносят еще 110 баллов. Затем начисляется по 4 балла за каждые 25 участников художественной самодеятельности и клубных любительских объединений. Заметим, что только те самые 19 хореографических групп дают почти сто баллов и около двухсот остальные. Более скромно оценивается шефство дворца над красными уголками. В чем оно выражается – не имеет значения, но за каждый подшефный красный уголок прибавляется по одному баллу. Это еще 20. И наконец, весьма щедро начисляются баллы за посадочные места (заметьте, пустые) в зрительных залах: по 10 за каждые 100 кресел. А в «Металлурге» их 1200. Вот и еще 120 баллов. Итого 835 баллов. Достаточно, чтобы дворец получил самую высокую категорию.
Теперь рассудите, что может существенно прибавить к этому балансу какой-то лишний кружок или даже целая ассоциация, ведь оценивается не качество работы, а количество кресел, посетителей, число коллективов, носящих звание народных. Никогда не получит тех же 10 баллов кружок моделистов-конструкторов или «Сударушка», зато один, даже закрытый на ремонт зрительный зал даст 100 полновесных очков.
Возникает вопрос: не пора ли пересмотреть систему оценок работы клубов, сделать ее более гибкой, дифференцированной, наконец, творческой Возможно, это будет стимулировать развитие новых форм организации досуга, приблизит клубы к массам, сделает их по-настоящему вседоступными.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.