Мы встречались с десятиклассниками 524-й московской школы в последние дни школьных занятий. А потом были выпускные экзамены и школьный бал, когда нарядные девичьи платья мелькали в вальсе, как белые платочки при расставании. Прощай, школа. ... Спустя год мы встретились вновь. Ребята еще раз ответили на вопросы корреспондента. Немало событий произошло в жизни каждого. Много неясного в будущем. Но сделан первый выбор, первый самостоятельный шаг...
В школе было восемь экзаменов на аттестат. В течение трех напряженных недель десятиклассники лавировали - с большим или меньшим успехом - между химическими формулами и спряжениями английских глаголов, историческими событиями XIX века и физическими законами. С последней геометрической теоремой они доказали свое право на выход «в свет». На выпускном вечере каждый из них получил аттестат - своеобразный пропуск в таинственное будущее. Свою судьбу они держали в собственных руках - теперь нужно было разумно распорядиться ею.
Еще в школе ребята довольно уверенно и единодушно (30 человек из 32) определили следующий жизненный этап - институт. В этом нехитром пророчестве (или желании) отразились различные обстоятельства.
... Возможности. С января 1973 года десятиклассники читали на школьном стенде многочисленные объявления о приеме в институты, техникумы, профессионально-технические училища. Те же призывы они видели на плакатах рекламных тумб и страницах газет, слышали по радио и телевидению. Им обещали уже через год-два профессии топографов и плотников, телефонисток и монтажников связи, продавцов и гранильщиков алмазов. Это не было сезонным рекламным бумом, поветрием, откликом на кампанию. Это было последним, завершающим этапом долголетней школьной работы, в результате которой школу заканчивал человек, уже умевший делать что-то и как-то. «Заготовка» будущего специалиста, которую предстояло отшлифовать. Да, государство предоставляло им неограниченные возможности, и грешно было этим не воспользоваться. Так думали ребята. Но так же думало и государство, ибо оно, могущественное и растущее, испытывает в молодых специалистах постоянные...
... Потребности. Ныне в каждой отрасли знаний, на каждом участке производства нужны люди ученые, сведущие. Опыт можно накопить, силу - накачать. Знания нужно получить, завоевать. Сегодня на советском заводе дипломированный рабочий - явление столь же частое, сколь и необходимое. Даже в сельском хозяйстве на смену дояркам приходят мастера машинного доения - дело здесь отнюдь не в смене «вывески», но в качественном изменении профессии. Так что ребят действительно ждут - учение для них не закончено. Кроме того, думая об институте, они исподволь испытывают...
... Чувство семейного достоинства. Так это было сформулировано в одном из ответов, а подразумевается вот что: «Мои родители пережили войну и лишения. Они даже не смогли толком доучиться. Я хочу восполнить этот пробел и получить высшее образование». Наконец...
... Престижный момент. Что же я - хуже других? Все в институт, а я - в кусты? Может быть, он (она) и впрямь подготовлен к вузу слабее других - уровень знаний у ребят, конечно же, разный. Но надо ли отказывать молодости в минутной безрассудности? Обожжется - научится. «Если бы молодость умела!...» - это сказано пожившим человеком.
Документ об окончании средней школы, может быть, еще не очень четко определяет границы самостоятельности в юной душе, но черту детству, уходящему в прошлое, подводит отчетливо. Казалось бы, малозначительный факт: 30 человек из 10 «Б» собирались поступать в институт, а подали документы лишь 24. А что же эти шестеро - испугались? Отнюдь. «Мне хотелось год поработать, узнать, что такое самостоятельная жизнь...» «Не поступал потому, что хромаю по спецпредмету. Подтянусь - тогда смело в бой!» (спецпредмет - рисование: человек твердо решил стать художником-полиграфистом). Не бросая тени на остальных, скажу, что авторы этих ответов проявили недетскую трезвость и здравомыслие.
Но вернемся к этим «остальным». Их большинство. Они, только что сдав школьные экзамены, бросились в новую пучину, превратившись из десятиклассников в абитуриентов. Половина класса оказалась последовательна в своих школьных настроениях: куда хотели, туда и поступали. Другой вопрос - поступили ли?
Из 24 поступавших один был принят в профессионально-техническое училище (куда десятиклассникам не нужно сдавать экзаменов) и вскоре получит профессию монтажника радиоаппаратуры. 10 человек сдали вступительные экзамены и принимали участие в конкурсе оценок и аттестатов. Конкурс есть конкурс: кто-то в нем победил, кто-то уступил сильнейшим. В Москве около 80 высших учебных заведений, набор в них растет из года в год. Однако предложение в данном случае не может и не должно удовлетворить спрос. Уверенные знания (в пределах школьной программы) и только они - единственный пропуск в науку. Конечно, бывает, что абитуриенту при поступлении в вуз помогают везение, счастливый случай - как правило, они помогают хорошему среди лучших, но не заурядному среди хороших. Короче говоря, вуз, набирая учащихся, вырабатывает иммунитет к посредственности (в образовании, в способностях), просеивая поступающих через сито экзаменов.
Конкурс прошли пятеро: один поступил в Московское высшее техническое училище имени Баумана, двое - в стоматологический институт, двое - в военные училища. Интересна роль школы в судьбе одного из будущих военных инженеров. Он сдавал экзамены в Вильнюсе, не прошел по конкурсу, вернулся в Москву, поступил на работу, а в это время школа послала ходатайство о нем Главнокомандующему войсками противовоздушной обороны страны (училище - в этой системе). Вчерашний школьник был принят в Красноярское училище ПВО.
13 человек экзамены не сдали. У девушки, поступавшей в педагогический институт, дрогнули нервы, и после посредственной оценки на одном из экзаменов она сама забрала документы. Юноша, сдававший в технический вуз, опоздал на экзамен - проспал: не знаю, как со знаниями, но с нервной системой здесь как раз все в порядке. Не попав на дневные отделения институтов, ребята могли попытать счастья на вечерних отделениях. Трое так и сделали - двое из них поступили и теперь одновременно работают и учатся.
Неудача - всегда неудача. В чем причины? Меня интересовало одно: провалы на экзаменах - следствие повышенной требовательности приемных комиссий вузов или недосмотра школы, недостаточно подготовившей своих питомцев в институты? Спросил об этом самих ребят и получил ответы откровенные, почти однозначные: «Претензии только к себе». «Много лени и мало желания». «Причина одна - недостаточно серьезное отношение к учебе в школе». А вот совсем обезоруживающий ответ: «Провал на экзамене - это скорее удача. Поступал не туда, куда хотел. Хороший урок на будущее...»
И все же это бодряческая поза. Разумеется, они огорчены неудачей. Но никто из них не считает происшедшее крушением надежд. Конечно, пришлось пережить неприятные минуты объяснения с родителями. И вроде как-то неловко смотреть в глаза друг другу (а они по-прежнему встречаются - еще крепки школьные узы). Но ребята знают, что могут поступать в вуз каждый год практически до 35 лет. Кто-то так и написал: «Буду поступать, пока не поступлю...»
Так что трагедии не произошло, и теперь бывший 10 «Б», за исключением шести «счастливчиков», решал другую проблему - устройство на работу.
Здесь нам опять придется вернуться в школу. Готовит ли она ребят специально к институту? И да и нет. Да - в том смысле, что в каждом своем воспитаннике школа хочет видеть личность общественно полезную, образованную, честную. А нет - в том же смысле, ибо в любой жизненной ситуации и условиях (а не только в институте) человек должен оставаться Человеком в совокупности всех перечисленных качеств. Никто не дает школе указаний «свыше»: столько-то выпускников - в институт, на работу. Эти «разнарядки» устанавливает жизнь. Далеко не каждому молодому человеку удается найти себя сразу. Но каждый в поисках своего места проходит через труд. Больше того, многолетняя практика показывает: основная масса выпускников остается на производстве. Многие из них впоследствии заканчивают вечерние и заочные отделения институтов, но завод, фабрика, техническая лаборатория остаются их родным домом. Школа учитывает все это и соответственно строит свои программы.
На уроках труда в 524-й школе девушки освоили премудрость шитья на швейной машине, а юноши постигли слесарное и токарное дело. Их водили на заводы и предприятия, возили в подмосковные совхозы - не как экскурсантов, а на производственную практику. 524-я не специализируется на подготовке выпускников с какой-то определенной профессией в отличие от некоторых московских школ с ярко выраженной профессиональной ориентацией (например, с математическим уклоном). Но она широко ориентирована в том смысле, что дает надежную гарантию: «Наш ученик не белоручка, с навыками, которые мы ему привили, его легко обучить любой профессии».
Ребята, устраиваясь на работу, убедились в этом сами. Им не пришлось метаться, искать, слышать отказы. Их принимали охотно, видя, на что они способны. По существующему положению, там, где это необходимо, их брали учениками, зная, что скоро они получат рабочий разряд.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.