Немногие знают о тех условиях и сроках, которые определяют создание полнометражного художественного фильма.
Вначале он появляется как замысел писателя в виде либретто будущего сценария. Затем это литературный сценарий, в котором события записаны как в повести, и даны образы будущего фильма.
Завершённый и утверждённый литературный сценарий превращается в руках режиссёра как бы в «технический проект» фильма, называемый режиссёрским, или «монтажным», сценарием. По этому режиссёрскому сценарию и начинаются съёмки фильма, длящиеся примерно 5 - 6 месяцев.
Таким образам, от создания либретто сценария до выхода фильма на экран проходит в среднем не меньше года, а иногда и больше.
Фильм снимается не в точном следовании за логикой его сюжета и образов, а в зависимости от съёмочных объектов, то есть декораций в павильонах или эпизодов на натуре. Вначале он существует лишь в виде «кусков», и только режиссёрский монтаж этих «кусков» возвращает событиям фильма ту последовательность и завершённость, которая была присуща его сценарной основе.
Большинство художественных фильмов, о которых здесь пойдет речь, было задумано больше года тому назад и находилось в работе в течение многих месяцев. Сейчас они существуют лишь в виде «кусков», о которых говорилось выше. Впрочем, два из них закончены: это кинокартина «Фронт» братьев Васильевых по сценарию А. Корнейчука и кинокомедия «Новые похождения Швейка» режиссёра С. Юткевича по сценарию Е. Помещикова и, Н. Рожкова, недавно вышедшая на экраны.
Кинокомедия С. Юткевича представляет собою своеобразную «солдатскую сказку». Это острый и весёлый политический памфлет на карлика - Гитлера, возомнившего себя вершителем судеб Европы. Действие развлечется в югославских горах, куда направлен карательный отряд немцев против партизан. Среди «карателей» находится и чех Иосиф Швейк - мудрец и проказник, широко известный по роману Гашека «Похождения бравого солдата Швейка». В фильме Швейк делает всё от него зависящее, чтобы помочь партизанам. И ему это удаётся: немецкий отряд терпит поражение...
Но содержание сказки не в этом: центральное место в фильме занимает сон Швейка, представляющий собой яркую и злую сатиру на бесноватого «фюрера», которого превосходно играет артист С. Мартинсон. Особенно остроумны эпизоды, показывающие идиотизм Гитлера и поиски Швейном способов казни «фюрера».
Роль Швейка в фильме играет артист Б. Теним, тётушки Адель - артистка Раневская, партизанки Христины - артистка Никитина и ефрейтора - артист Филиппов.
Содержание фильма «Фронт» в основном совпадает с содержанием общеизвестной одноимённой пьесы А. Корнейчука!. Это глубоко реалистическое, волнующее произведение о советских людях, о их патриотизме и мужестве, о ненависти к врагу.
Превосходная игра актёров в сочетании с режиссёрской работой братьев Васильевых делает фильм значительным и интересным.
Особенно следует отметить игру артиста Жуковского в роли командующего фронтом! Горлова, Н. Крючкова в роли Сергея Горлова, В. Ванина в роли Хрипуна, Б. Бабочкина в роли Огнева и Б. Чиркова в роли полковника Удивительного.
Превосходно сделаны в фильме эпизоды танковой атаки немцев, в бою с которыми героически гибнут молодые «апостолы» Сергея Горлова во главе со своим лейтенантом...
Близка к завершению и работа над фильмом режиссёра Л. Кулешова «Мы с Урала» по сценарию Е. Памещикова и Н. Рожкова.
Два уральских паренька, Иван Томакуров и Кузьма Заварин, оканчивают ремесленное училище. Как лучших учеников их направляют токарями на один из крупнейших индустриальных гигантов Урала. Фронт требует вооружения, и молодые патриоты должны стать к станкам, выполнять задания фронта. Но ребят, особенно горячего, неуравновешенного Кузьму Заварина, «не устраивает» работа в тылу: они решают бежать на фронт, чтобы собственными руками убивать ненавистных немцев. Разгорячившийся Кузьма даже рвёт свой диплом рабочего - токаря. Только вмешательство военпреда завода помогает ребятам правильно осознать свои задачи во время войны. «Вы, - говорит военпред, - не умеете бить немцев, зато вы умеете хорошо работать. А завод - это тот же фронт, и подлинный патриот найдёт здесь всё для того, чтобы отдать свои знания и силы матери - родине в дни её великих испытаний».
Зритель становится свидетелем побед молодых героев. Особенно интересны эпизоды, связанные с судьбой Кузьмы и рабочей сметкой Ивана, нашедшего способ заменить дефицитную деталь новой - простой и доступной.
Роли главных героев: Ивана Томакурова, Кузьмы Заварина, Веры и Сони - играют артисты: А. Михайлов, А. Консовский, Янина Жеймо и М. Виноградова.
В скором времени заканчиваются также съёмки фильмов «Март - апрель», «Радуга», «Давид Бек», «Он ещё вернётся» и «Кутузов».
Повесть В. Кожевникова «Март - апрель» известна нашей молодёжи. Фильм, который ставит режиссёр В. Проник, даёт более развёрнутую, чем повесть, картину событий и переживаний героев.
Центральная тема фильма - беспримерное мужество советских людей, их готовность жертвовать всем, вплоть до жизни, во имя интересов общего дела, во имя выполнения заданий командования. Эта тема убедительно решается раскрытием образов радистки Любы Михайловой (артистка С. Ланская), капитана Жаворонкова (артист О. Жаков) и разведчицы Кати Веселовой (артистка Я. Жеймо).
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.