- Приходите обязательно.
Мария задерживается возле двери, чтобы посмотреть, как Машенька, размахивая узелком, снова перебегает площадь.
В первой комнате райкома пусто. На одном из столов стоит незакрытая пишущая машинка. На окнах нет занавесок, и дневной свет, падающий сквозь серые от пыли стекла, кажется каким - то тусклым. «Неуютно как!» - думает Мария, глядя на разбросанные по столам карандаши, ручки, бумагу.
Во второй комнате вдоль стен длинной вереницей стоят стулья; плечистый парень в майке - безрукавке, навалившись на стол, надсадно кричит в телефонную трубку:
- Дайте Лубки, Лубки дайте! Что? Лубки, я говорю!
Увидев Марию, он вскакивает, кладет трубку на рычаг, так и не дождавшись своих Лубков. Это Бойчук, секретарь Печенцовского райкома комсомола.
- Что это так неуютно у вас? - вместо приветствия говорит Мария.
Бойчук, крепко пожимая ей руку, улыбается и оправдывается:
- Да понимаете, я вторую неделю один. Все ушли на фронт, то бишь по колхозам разъехались.
- Ну вот что. - Мария садится за стол. - Не будем терять время.
Часа два они сидят над списками, разбираясь, где хорошо, где плохо и где вовсе не работают молодежные кукурузоводческие звенья. Бойчук, не привыкший много говорить, устал. Его широкое обветренное лицо побледнело, он начал заикаться. Смущает Бойчука и то, что приходится называть секретаря обкома по фамилии - товарищ Абрамова. Ему эта официальность кажется неподходящей для комсомольских работников, а имя ее он забыл и стесняется спросить. Каждый раз, произнося «товарищ Абрамова», Бойчук надеется, что она поправит его, но Мария невозмутимо продолжает что - то записывать в блокнот и даже сама, кажется, назвала его «товарищ Бойчук».
Потом она уходит, предварительно выяснив, как добраться до колхоза «Страна Советов». Там лучший в районе урожай кукурузы, и Мария хочет побеседовать со звеньевой. Пусть поделится опытом на завтрашнем совещании. Бойчук на прощание так же крепко жмет ей руку, но улыбка у него немного растерянная.
Мария направляется в гостиницу.
- Нету женских мест, - флегматично сообщает полная женщина в белом халате, - мужских три свободных, а женских нету.
Мария не спорит. Она идет по центральной улице городка обратно, снова к той же площади. От магазина вниз, к речке... Полозовы, Полозковы - как их там?..
Навстречу шагает молодой человек. Рубашка в крупную клетку, узкие брюки. Чем - то он отличается от здешних парней - не то костюмом, не то походкой, - это привлекает внимание Марии. Они встречаются взглядами. «Наверняка приезжий», - думает она, проходя мимо.
- Простите, пожалуйста.
Мария оборачивается, смотрит на парня, на его коричневое от загара лицо с высокими, остро очерченными скулами и прямой линией рта. На левой скуле у незнакомца свежий розовый шрам.
- Вы ведь из обкома комсомола? - спрашивает, улыбаясь, парень. - Я видел вас на конференции. Моя фамилия Шахов. Вам про меня Павел ничего не говорил?
- Шахов? - Мария вспоминает... Заметка в областной молодежной газете, обведенная красным карандашом... Комсомолец устроил в Доме культуры драку. Фамилия комсомольца - да, она это хорошо помнит - Шахов. Так вот это кто!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Обсуждаем очерк «Дружили три товарища...»
Из письма в редакцию