Проблему «взрослых детей» в литературе, разумеется, необходимо отличать от «детскости» взгляда на мир, органически свойственного художникам. Способность к первооткрыванию, свежему взгляду на мир, способность видеть его как бы впервые неотделима от художественного мироощущения. Но речь идет о хроническом идейном недоразвитии, такая незрелость не обязательно свойство юности. Характерно, что такой «взрослый ребенок», прямо минуя зрелость, впадает в старчество. Это доказывают многие «стариковские» стихотворения Е. Евтушенко, в которых откровенно звучат мотивы усталости и брюзжания.
Для поэта «зрелость огня - пепел», зрелость любви - холод, конец ее. «Любая юность - воровство, и в этом жизни волшебство», - жеманно заявляет поэт, обращаясь к самой бескорыстной, пронизанной безоглядной потребностью отдавать себя поре человеческой жизни.
Для того, чтобы изжить какой-либо из пороков (а к их числу с полным правом можно отнести и общественную инфантильность), надо уяснить порождающие его причины. Несомненно, это одна из обязанностей критики.
Целое - это не сумма явлений, оно содержит и новое свойство - соотношение частей. Именно критик должен дать этот масштаб соотнесения явлений, благодаря которому частность не застилает неба, а получает разумную, спокойную оценку.
Увы, критики не всегда оказываются на высоте, мы встречаемся с поразительным, противоестественным для данного жанра явлением - «молодой», незрелой критикой.
Эта критика забывает, что рядом с полюбившимся ей капризным и нервным тридцатилетним дитятей работает его взрослый ровесник.
Эта критика не заметила, как контрастирует мужество, душевная зрелость юного героя повестей В. Богомолова с малодушием хныкающего школяра Б. Окуджавы. Она не оценила по достоинству или, во всяком случае, оценила с немалым запозданием одну из наиболее зрелых эпических поэм о войне, «Суд памяти» Е. Исаева. Любители пресловутых обойм поминают поэта на последнем месте, чуть ли не за Б. Ахмадулиной, произнося его имя с заметной прохладцей...
Невероятно мало говорит критика и о творчестве таких серьезных, отмеченных зрелостью мысли, чувством ответственности самых разных поэтов того же поколения, как В. Гордейчев, Вл. Соколов, А. Жигулин, В. Фирсов, Р. Казакова, О. Дмитриев. В стихах этих поэтов - стойкость, надежность, здоровье народа, о каждом из них надо писать отдельную статью.
Верный курс держат эти поэты, им можно только пожелать большей эстетической культуры, тонкого проникновения в тайны поэзии, как говорит С. Маршак в статье о молодых, полного слияния смысловой и музыкальной тем.
Нельзя без волнения читать подборку стихов А. Жигулина в «Молодой гвардии», которую можно было бы назвать по первому стихотворению, «Я защищаю свои стихи». Куда как тяжка судьба лирического героя поэта, он узнал и трагедию самой страшной несправедливости, но стихи его отмечены мужеством, целомудрием чувств. Эта сдержанная глубина чувств - удел зрелости - в_ полной мере свойственна и В. Соколову.
Этим и многим другим поэтам необходим взыскательный разбор, расширенные горизонты, аудитории, атмосфера, в которой бы они могли расти. Помочь им - святая обязанность критики.
А как же быть с проблемой «взрослых детей»? Она разрешится, исчезнет, как только будут призваны к жизни все потенциальные силы народа, жизнь позволит реализовать творческую энергию каждого. И жалкой покажется тогда кучка принципиально не желающих взрослеть недорослей (а может быть, таких не окажется?).
Критики же, как зрелые мужи, заведут достойный разговор о мировоззрении, об общественном призвании художника, но разговор не схоластический, а вмешивающийся, вторгающийся в жизнь.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.