Разумеется, чистая прибыль могла быть больше, если бы в структуре «Чайки» не было звеньев, которых нет на других предприятиях. Ведь, помимо обычных заводских служб, «Чайке» нужно содержать больший, чем на обычном заводе, штат мастеров производственного обучения. Да еще немалый штат воспитателей. На балансе завода находится Дом юных техников, в котором занимаются до 500 школьников средних и младших классов и который с его штатом, оборудованием, ежегодными выставками творчества ребят обходится «Чайке» ежегодно в двести тысяч рублей. Плюс расходы на подшефный детсад - 50 - 60 тысяч в год. Сюда же прибавьте ежегодно производимые из фонда предприятия затраты на организацию поездок в Прибалтику, на Кавказ, Украину, за рубеж. Какая школа за свой счет может позволить себе такое?
Понятно: редко кого из ребят заставляет работать на «Чайке» материальная нужда. И уж конечно, никто из них не в силах сам скопить средства для таких поездок. Так вот, организуя поездки, «Чайка» исподволь подводит ребят к мысли: таков закон социалистического предприятия - заботиться о своих рабочих. У предприятия в этом смысле возможностей даже больше, чем у самых высокооплачиваемых пап и мам. Но его забота о тебе, в отличие от маминой и папиной, не даровая, а зависит от твоего трудового вклада.
Как возникла «Чайка»?
В конце пятидесятых годов теперешний директор «Чайки» В. Ф. Карманов, человек с высшим педагогическим и юридическим образованием, с богатым и разнообразным жизненным опытом, руководил заводом микроэлектродвигателей, где тогда заплечным методом проходили практику группы московских школьников. Порочность этого метода, когда рабочие не могли как следует ни выполнять план, ни заниматься со школьниками, казалась ему настолько очевидной, что он стал официально добиваться его упразднения и создания примерно того, что мы сегодня видим на «Чайке». К его ходатайству присоединились некоторые видные ученые. В конце 1963 года «Чайка» была создана.
Было, было: передавали «Чайку» из ведомства в ведомство, отказывали в оборудовании, оплате дополнительного штата мастеров, в заказах. В пору ее закрывать. Тщетно Карманов и его заместитель по воспитанию Л. И. Рогаль доказывали, что сотрудничество педагогики с экономикой возможно и необходимо...
В самый трудный момент «Чайку» поддержал ЦК комсомола. Ее передали в распоряжение управления кадров Мосгорисполкома. В этой системе она по сей день.
Теперь «Чайке» жаловаться особенно не на что. Система отлажена, сформировался стабильный коллектив рабочих, инженеров, воспитателей - энтузиастов своего завода и дела, которое он делает. Экономика предприятия крепкая, тонус высокий.
Каждый год 17 марта на «Чайке» проходит соревнование на звание лучшего по профессиям. К нему приурочен день открытых дверей. На него приглашают родителей. И из них многие только теперь узнают, что это за «Чайка» такая. И начинается: «Нет таких слов в русском языке, чтобы выразить благодарность!...»
К стыду своему, я узнал о «Чайке» тоже с немалым опозданием. А знакомясь с ней, вспоминал, как приучались к труду школьники лет двадцать назад. Нас, девятиклассников, на целый месяц возили убирать картошку. Честно говоря, не так уж нам нравилось выкапывать «второй хлеб» из - под снега, мокнуть под дождем, тесниться на нарах в сыром вагончике. Но вот прошло уже немало лет, а я ни разу не пожалел о том, что испытал тогда. И, думаю, никто не пожалел.
Тогда еще не пришло время таких предприятий, как «Чайка».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.