Поглядим на дорогу

опубликовано в номере №1141, декабрь 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вот что они ответили на вопросы наших специальных корреспондентов.

Стройка века: обещает

И. РОМАНОВ. Страна получит второй выход к Тихому океану, и один только этот факт трудно переоценить. Появится доступ к богатствам края - олову, углю, редким металлам, пока еще скрытым в земле. Их разработка и эксплуатация послужат мощным толчком к развитию новых отраслей промышленности и оживлению существующих.

На станции Известковая намечено создать авторемонтный завод. Хабаровский щебеночный комбинат, как многие наши предприятия, едва ли не вдвое увеличит свою мощность. Надо сказать, природа будто нарочно позаботилась о стройматериалах для БАМа. На территории края геологи обнаружили запасы кирпичной глины, строительного камня, песка, известняков, поделочного камня. Вдоль дороги возникнут новые города и поселки, расширятся площади сельскохозяйственных угодий.

СПРАВКА. При Дальневосточном научно-исследовательском институте сельского хозяйства создан проблемный совет по развитию сельскохозяйственного производства в зоне восточного участка БАМа. В трех северных районах Хабаровского края - Верхнебуреинском, Комсомольском и имени Полины Осипенко - 80 тысяч гектаров земель, пригодных для пахоты, и 1,5 миллиона гектаров требуют коренной мелиорации. Здесь же раскинулись богатые природные сенокосы. В этой зоне могут вызревать ячмень, овес, гречиха, устойчивые к холодам овощи. Огромные земельные массивы дадут возможность наладить производство кормов для развития животноводства. На этой таежной целине, расположенной в районах вечной мерзлоты, возникнут совхозы.

A. ШУЛЬГА. В начале нового года в городе начнется сооружение крупного завода по ремонту строительной техники. Готовится к реконструкции нефтеперерабатывающий завод. Ему доступна сейчас лишь нефть Сахалина. БАМ свяжет завод с тюменской нефтью.

B. ПЯТАЛОВ. Топливо для нашего завода «Амурсталь» - мазут - мы возим пока из Перми и Махачкалы, поскольку мощность местного нефтеперерабатывающего завода нас не устраивает. Но как только наш НПЗ получит тюменскую нефть и увеличит свои мощности, мы сможем отказаться от далеких поставщиков. Строительство магистрали позволит значительно расширить производство и нашему заводу. Мост через Амур надежно свяжет завод с такими поставщиками металлолома, как Камчатка, Магадан, Сахалин. Связь с ними осенью и весной ежегодно прерывается на два-три месяца, в зависимости от состояния реки. Мост снимет эту проблему.

Г. ДМИТРИЕВ. В Солнечном строится металлургический завод, первая очередь которого вступит в строй в начале следующей пятилетки. Это будет один из крупнейших заводов в стране. Мощности нашего комбината, естественно, резко возрастут, и автомобильной дорогой мы уже не обойдемся. Вот почему решение о строительстве Байкало-Амурской магистрали встречено на нашем комбинате с особым интересом; комбинат получит выход к железной дороге, и транспортная проблема, которая является для нас «узким местом», будет решена.

БАМ окажет влияние и на развитие самого Солнечного. Его население увеличится почти в десять раз. В тайге, в живописнейшем месте, ленинградские архитекторы спроектировали современный город.

И. РОМАНОВ. БАМ вызовет заметный приток населения в наш край. Народ поедет смелый, предприимчивый, образованный. Вырастет общий уровень образования и культуры. Новая культура придет и на север края, в самые отдаленные якутские, эвенкийские селения. Да что говорить только о культуре - новая жизнь придет в эти края.

Л. ВОРОБЬЕВ. Не хотелось, чтобы мое выступление шло вразрез с общим ходом разговора. Но поймите меня правильно: мне кажется, что у каждого города и поселка свой БАМ, своя работа. И не всегда для нее требуется рубить просеку или укладывать путь. Это может быть работа в новой столовой или на швейной фабрике, которая выполняет заказы для строителей. Обидно, что не все это понимают. К нам из разных городов, даже из очень далеких, приезжают ребята с горящими глазами: «Согласны на любую работу на БАМе». «Пожалуйста, на нефтеперерабатывающий. Он будет расширяться, там нужны люди, это тоже, если хотите, БАМ». Ни в какую. Зовем в сферу обслуживания, на предприятия легкой промышленности - всюду не хватает рабочих. Но «романтики» - народ упрямый. Или просека, или обратная дорога в пять тысяч километров. И уезжают люди, которые так нужны.

СПРАВКА. В Комсомольск-на-Амуре и Усть-Кут, в Тындинский и Звездный идут со всех концов письма. На конверте чаще всего написано: «БАМ, начальнику», - внутри конверта просьба: «Примите на работу». Любую работу. Лишь бы на БАМе, величайшей стройке века. Энтузиазм молодых людей, готовых на любые трудности и лишения во имя большой цели, радует. Но стройке нужны не просто работники, а работники высокой квалификации. Нужны не просто работники высокой квалификации, но именно с теми специальностями, которые необходимы на БАМе сегодня, и, наконец, БАМу сегодня нужно столько людей, сколько требует дело. С каждым месяцем, с каждым годом БАМу потребуется все больше молодых строителей. Но сегодня многим придется подождать. Однако ожидание не должно быть бездеятельным: к большой, настоящей работе надо готовиться заранее.

Ряд писем похожего содержания получил и журнал «Смена». Девятиклассница Ирина Бахарева из города Прокопьевска, Кемеровской области, обращаясь к строителям БАМа, просит: «Ребята, стройте помедленнее, подождите нас! Даю вам честное комсомольское, что я приеду и буду выполнять любую нужную работу». У Татьяны Докторовой из Томска свое представление о БАМе: «Я завидую всем тем, кто там живет и работает. Там никогда не умолкают смех, веселье, шутки». Да, на стройке звучат смех, веселье, шутки, но БАМ - это прежде всего работа, и готовить себя надо к работе. Прав секретарь Комсомольского-на-Амуре горкома ВЛКСМ Л. Воробьев: работать надо там, где ты нужнее всего. «Наш горком, - пишет Татьяна Малахова из Воркуты, - отказался помочь мне уехать на БАМ, мотивируя это тем, что на Севере тоже нужны люди». Начиная с 1975 года, в сооружении БАМа будет ежегодно участвовать не менее 20 тысяч молодых рабочих. Но каждый может помочь БАМу отличной работой на своем рабочем месте.

A. ДЗЕХ. Когда прочитал я в газете, что будут строить дорогу, говорю жене: «Ну, кто, Дуня, прав оказался? А?» Жена качает головой, смеется: «Ну, ты прав, ты. Победил...»

А дело вот в чем. Село наше было большое, и хозяйство солидное: шутка ли, снабжать молоком, мясом, картофелем и овощами прииски, на которых работает не одна тысяча человек. Ну, и жили мы тоже неплохо. Тайга, река, сенокос - все рядом. И тут, как на грех, пошло, поехало. Замучила нас Селемджа. Что ни год - наводнение.

B. УДОВЕНКО. С 1957 года почему-то перестали чистить ее русло. С тех пор и начались наводнения...

A. ДЗЕХ. Ага... Топит и топит. Да еще не один раз в год, а, бывает, и два. Ну, народ один раз отстроился, другой, а там, глядишь, и на сторону подается. Дескать, гиблое дело - против реки устоять.

Народ уходит, рабочих рук все меньше, хозяйство наше идет в упадок.

B. УДОВЕНКО. Площадь подхоза в четыре раза сократилась...

А. ДЗЕХ. Ну да. Вот Дуня моя, глядя на соседей, говорит: «Давай переедем. Что мы тут, привязанные, что ли...» Легко сказать. Тридцать два года в кузнице - это как? А десять детей здесь родили и вырастили? А каждая тропа вокруг знакома? Молчу. Не спорю. Ни туда ни сюда, как говорится. Сам приглядываюсь, стороной узнаю от изыскателей: вроде что-то намечается. Вроде железная дорога. И станция будет. Февральск. Ну, слух слухом, а дела пока что нет. Селемджа топит. Жена дома приступает. Куда подаваться?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены