Ветер времени мимолетно, один за одним, срывает листья с древа жизни, как листки с настенного календаря...
Мы незаметно взрослеем и незаметно перестаем удивляться тому, чему удивлялись в общем-то совсем недавно.
Разве не так?
Но давайте вспомним...
Вот по тонкому стеблю травинки прямо к солнцу ползет божья коровка, и мы зачарованно шепчем: «Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба». И божья коровка, словно вняв нашим мольбам, послушно взлетает, и солнце устремляет ей навстречу, а значит, и земле свои теплые лучи, а потом выпадает дождь и произрастают первые ростки, а к осени уже на их месте густо колосится золотистое поле – хлеб поспевает...
И чудо даже не в том, что оно свершилось, а в том, что оно нам открылось.
Со временем мы забываем, что открытию предшествует удивление.
Мы ко всему безжалостно привыкаем.
Нам кажется, что жизнь вокруг нас неизменна.
Мы забываем, что мы родом из Детства...
А может быть, это не каждому дано, а может быть, это редкий дар – сохранить в себе способность смотреть на мир глазами ребенка?
И видеть. И удивляться.
И заставлять других видеть. И заставлять других удивляться.
Все это как нельзя лучше относится к полотнам молодого московского художника Анатолия Лепина. Уже названия работ говорят сами за себя: «Мудрость земли», «Волшебная трава», «По утренней росе», «На рассвете», «Чистое поле», «Лужайка радости», «Позолоченный день», «Царство красоты»...
Что объединяет работы Анатолия Лепина?
Во-первых, тема – большинство из его картин посвящено окружающей нас природе, природе-матери; во-вторых, используемый во многих произведениях прием – они как бы даны крупным планом, точно окошки из детства или, наоборот, в детство...
Мы будто через увеличительное стекло видим голубую дремучую траву, похожую на заросли леса – и действительно она может такой показаться, если упасть в нее с головой посередь поля, – а где-то вдали угадываются контуры каменного города и чудится, что вот-вот из зарослей этой травы-муравы вылезет какая-нибудь мудрая букашка и так это понимающе-сочувственно посмотрит на нас своими огромными стеклянными глазами, в которых отразился целый мир... И мы еще пристальнее посмотрим вокруг – и за внешней, казалось бы, видимостью увидим то, чего не видели, а ведь живописец как раз и стремился достигнуть того, чтобы в глубине вещей и явлений мы смогли постигнуть суть... А тогда куда уж более понятной станет невозможно красивая бабочка в кипени ржаного поля с работы «Все, что хочешь!».
Художник много путешествует по стране. Он активный член Московского комитета защиты мира, один из тех, кто посвятил свое творчество охране природы. Сибирь, Дальний Восток, Кольский полуостров, Нечерноземье, Крым, Средняя Азия, Памир. Можно потеряться в этом океане, но современный художник еще и философ, и поэтому он знает, что природа и мы – это необъятность, которая состоит из немногих, но бесценных стихий. Земля, вода, воздух, огонь. И наше человеческое сердце.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.