И голод в своих человечьих сердцах
Вместе с братьями переживаете,
Врежьте фотографии этих кошмаров
В фарфор всех кафе, ресторанов и баров...
Чтоб каждый из тех, кто сегодня здесь ест и кто пьёт,
Натыкался б на трупы, кричащие: «Людоеды. Людоеды!...»
Творчество Иржи Волькера всё больше проникается светом, струящимся из Советского Союза, озаряющим путь всему человечеству. Всё чаще и чаще оглядывается поэт на Восток («Лирика созревания», «Баллада об одной стране», «Утренняя песня», «Выздоровление», «Песня сеятеля», «Сирены», «Ночь», «Эстафеты» и др.), откуда он ждёт освежающего ветра.
Великой интуицией художника И. Волькер понимал, что недалёк тот исторический час, когда народы Чехословакии установят у себя «великий флагшток Нового», и ради этого нового, ради этого будущего поэт жил.
Поэт - революционер Волькер понимал, что победу удастся отвоевать лишь в жестоких боях с врагом. В стихотворении «Весна» он предупреждает, что светлую жизнь «надо будет ещё завоевать в крови, ибо букеты цветов весенних и мирных вырастут на рукоятках мечей, на стволах орудийных».
Его искусство отныне знает лишь одну цель и не признаёт, не приемлет никаких компромиссов:
Весна золотая!
Знаю тебя,
Но только такой принимаю тебя,
Какой будешь ты для рабочих людей.
Рождающих солнце и свет...
Своим замечательным даром художника, всем сердцем поэт пропагандирует и защищает такой строй жизни, при котором народам не придётся больше погибать во имя алчных интересов богачей. Волькер тонко чувствует природу и воспевает её, любовно рисуя её нежнейшими акварельными красками: он чисто и бережно поёт о любимой девушке. Но для Волькера не существует голого пейзажа, а лиризм поэта - не индивидуалистическая келья, куда поэт прятался от действительности: это также не абстрактное, эстетское любование ею.
Личная тема почти всегда органически сплетается в его поэзии с общественной, сквозь призму личных переживаний поэт всегда видит, ощущает жизнь, борьбу, страдания народа (стихи: «Под звёздами», «Нищие», «Созревание», «Поблекшая акварель», «Раненая весна» и др.).
Иржи Волькер умер от туберкулёза двадцати четырёх лет. Незадолго до смерти он посвятил себе эпитафию, в которой с горечью сетует на то, что так мало сделал для торжества, дела рабочего класса:
Здесь Иржи Волькер погребен –
любивший мир поэт.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.