На экране рентгенаппарата виден движущийся скелет крота. Он быстро перебирает передними лапами. Череп зверька равномерно поворачивается то в одну, то в другую сторону. Эти движения напоминают работу сверла. Задние конечности время от времени поджимаются и с усилием проталкивают валоподобное туловище вперёд. Длинные и узкие лопатки сдвигаются и раздвигаются...
Стоящие у экрана инженеры и конструкторы внимательно наблюдают за работой крота в длинном ящике, набитом утрамбованным суглинком.
Зачем такой опыт понадобился инженерам? Разве недостаточно изучен крот естествоиспытателями? Но инженеры подходят к этому зверьку со своей точки зрения: они изучают рабочие органы крота. Так же как строители самолёта изучали механизм полёта птиц, а строители подводных лодок - особенности рыб, так и создатели подземного аппарата нашли свою живую модель в кроте.
Опыты, поставленные по инициативе инженера-конструктора Александра Требелева, показали, что это небольшое животное является идеальным живым буром. Все его органы отлично приспособлены для непрерывной подземной работы. Крот в пористых почвах - глине, суглинке, чернозёме - продвигается со скоростью до двух метров в минуту. В быстроте проходки с ним не могут состязаться даже самые мощные штанговые буры.
Но больше всего заинтересовала конструкторов подземного аппарата одна особенность крота. Известно, что при проходке тоннелей закрытым способом выработанный грунт приходится всё время удалять наружу. Крот этого не делает. Сокращая и расширяя свои сильные шейные мускулы, он вжимает выбуренный грунт в стенки скважины. При раскопке ходов крота оказалось, что объём земли, выброшенной из скважины, совершенно незначителен по сравнению с величиной подземной выработки. Зверёк словно соединяет в себе профессии проходчика и крепильщика: продвигаясь под землёй, он оставляет за собой готовый тоннель.
Все эти свойства и особенности крота и привели к тому, что он был избран живой моделью первого в мире подземного вездехода.
Летом 1947 года на древнейшем уральском руднике, на горе Благодать, произошло событие, которое, без сомнения, войдёт в историю отечественной техники; Ясным, погожим утром группа инженеров, рабочих и научных работников собралась у подножья горы. Взоры всех были обращены на сигарообразную машину, снабжённую впереди мощным буром. Сзади неё виднелись своеобразные плавники-домкраты. Конструктор машины через боковой люк пробрался на место водителя. Загудели моторы, и подземный корабль стал углубляться в гору.
В первый день испытаний подземная лодка - так окрестил её автор - прошла один метр. На второй день она углубилась в землю на два метра, в третий - на пять метров. Лодка вошла в грунт и скрылась...
Первый образец лодки был снабжён вращающимся вокруг корпуса шнеком, который вжимал выбуренную породу в стенки тоннеля. Шейные мускулы крота стали одним из важных узлов конструкции подземного корабля.
На свет появилась новая наука - терродинамика, и основателями её были советские специалисты. Нашим инженерам пришлось решать ряд совершенно новых научных и технических задач. Американец Тэйлор утверждал, будто усилия резания одинаковы при любых скоростях. Советские люди опровергли это утверждение. Они доказали, что на больших скоростях усилия резания падают. Чем быстрее работает станок, тем относительно меньшая требуется мощность. Это открытие сыграло решающую роль в СОЗДАНИИ, подземной лодки. В первом действующем образце были установлены всего лишь сорокасильные моторы с большим числом оборотов. Это позволило сделать лодку более лёгкой, подвижной. Конструкторам пришлось также решать и проблему уплотнения различных видов грунта без удаления выработанной земли из тоннеля.
Накапливая всё новые факты, терродинамика непрерывно растёт и развивается. Недалёк тот день, когда новая наука даст возможность осуществить подземную навигацию и георазведку на больших глубинах.
В одном из цехов московского завода Мосгазстроймеханизации строится сейчас третья по счёту подземная лодка. Она уже гораздо лучше, совершеннее первых двух. С постройкой этой машины, названной рабочими «московской лодкой», проблема создания подземнодвижущегося аппарата вышла из стадии первоначальных опытов.
Московская подземная лодка будет использована для практических нужд городского хозяйства Москвы: для прокладки газопроводов, теплосетей, коллекторов и других подземных коммуникаций. Сейчас для производства этих работ приходится разрывать улицы, нарушать движение. Подземная лодка даст возможность делать всё это закрытым способом.
В ящике письменного стола инженера Александра Требелева хранится почётная грамота Московского городского комитета ВЛКСМ, в которой написано:
«Требелеву А. И., конструктору подземной лодки, инженеру МЗМА, в связи с 30-летием ВЛКСМ за активную работу по воспитанию молодёжи».
Работая на Заводе малолитражных машин, А. И. Требелев сумел зажечь молодёжь идеей создания подземной лодки. Комсомольские бригады после работы часто оставались в цехе, чтобы помогать ему готовить детали новой машины. Своими силами они оборудовали неподалёку от завода площадку, где испытывался «металлический крот».
Известный командир партизанского отряда П. Игнатов в своей книге «Записки партизана» рассказывает о мечте своего сына Гени.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.