Пионервожатая
У каждого из нас в юности бывает самая дорогая, самая заветная мечта, и к ней мы стремимся с ранних лет. Такой дорогой мечтой для Наташи Баландиной было желание стать архитектором. Есть ли что-нибудь более радостное, чем сознание, что ты своими руками - вначале на бумаге, затем в натуре - создаёшь величественные дворцы, корпуса жилых домов, уютные, светлые веранды детских площадок?
Шла первая послевоенная весна. Наташа училась тогда в восьмом классе. Она неплохо рисовала. Казалось, всё благоприятствовало тому, чтобы мечта её осуществилась. Но именно этой весной и случилось то, что в дальнейшем изменило её мысли и жизненные планы.
Активистке районного Дома пионеров Наташе Баландиной поручили работу пионервожатой в летнем лагере. Наташа выехала с ребятами под Звенигород. Раздолье русской природы, которую она, уроженка Москвы, знала раньше только по картинам Левитана, любознательные дети, которым каждый день нужно было давать что-то новое, раскрывающее жизнь, - всё это волновало, будоражило Наташу.
Ребята возвращались осенью загорелыми, окрепшими, повзрослевшими. Совсем иной вернулась в Москву и их пионервожатая: она, по её выражению, по уши влюбилась в пионерскую работу. «Понимаете, - горячо убеждала она подруг, - если архитектор имеет дело с кирпичом, мёртвым материалом, то тут перед тобой дети. И ты тоже архитектор: они в таком возрасте, что из них можно лепить всё, что ты хочешь. Сколько жизней, столько и благодарностей тебе...».
Ей не было и восемнадцати лет, когда её направили в школу старшей пионервожатой. Школа была мужская, коллектив большой. С чего начать? Надо прежде всего как можно ближе познакомиться с детьми, завоевать их доверие. Ребята в перерыв начинают игру, и Наташа с ними; они затевают интересный сбор - старшая пионервожатая осторожно, так, чтобы не лишать их инициативы, даёт советы, помогает пригласить интересных людей. Чем ближе знакомилась она с пионерами, тем интереснее было работать с ними. Все ребята казались ей хорошими, деятельными, честными. Но тут, как всегда, пришли и первые огорчения. Тогда это был настоящий удар; потом Наташа поняла, что без этого не может быть успеха в её работе.
Однажды в пионерскую комнату пришла жаловаться на сына пожилая женщина, мать Володи М. Наташа была поражена: Володя - такой прилежный, вежливый, исполнительный пионер, и вдруг оказывается, что дома он обижает братишку, не слушается матери. В наташиной работе начинается новое: изучение семьи, быта своих пионеров - лепить характер будущего строителя коммунизма должна не только школа, но и семья.
Днём Наташа работала старшей пионервожатой в школе, а вечером сама становилась ученицей: она продолжала заниматься в вечерней школе рабочей молодёжи. По возвращении домой - как бы поздно ни было - она неизменно садилась за книги. Это были мудрые книги о воспитании подрастающего поколения - Калинина, Макаренко, Ушинского...... В 34-ю среднюю женскую школу города Москвы Наташа Баландина пришла так, как приходит опытный учёный в новую хорошую лабораторию. Она знала, что главное в пионерской работе - пробуждение в детях интереса к коллективу, к самодеятельности во всём, что основа всей работы - сбор. Вот девочки третьего отряда решили провести сбор. Чему посвятить его?..
- Пусть нам расскажут о великих стройках коммунизма! - просили они.
- А почему «расскажут»? - удивилась пионервожатая. - Вы сами себе расскажите...
Задумались пионерки: что они могут рассказать об этом? «А давайте сделаем большую карту великих строек», - предложила Лора Бережная, председатель совета отряда. «А мы можем её электрифицировать», - поддержали её подруги. «Может, письмо написать строителям, скажем, Сталинградской гидроэлектростанции?» - подал кто-то из девочек мысль. «И карту надо сделать, и письмо написать, и на выставку в Политехнический музей сходить - всё надо», - заключила Наташа. Девочки отряда стали готовить свой сбор. Одни занимались картой, другие сочиняли письмо, третьи пошли на лекцию автора проекта Главного Туркменского канала инженера Семёнова... Так прошёл месяц. Каждая из пионерок, готовясь к сбору, узнала что-то новое, интересное о великих стройках, чем она спешила поделиться с подругами. Из Сталинграда было получено тёплое письмо от комсомольцев - участников строительства.
Сбор прошёл интересно и увлекательно. А в это время другие отряды - а их в школе двенадцать - готовили каждый свой сбор: «Цена минуты», «Два мира - два детства», «Юность славит мир» и т. д. Темы сборов были самые различные, но было одно у них общее: их готовили сами девочки. Они знакомились с интересными людьми, посещали фабрики, делали альбомы, которые сами же украшали, писали в них объяснительные тексты. И даже не заметила Наташа, как её маленькая «пионерская» комнатка, что у самого входа в учебные классы, на первом этаже, стала центром, куда постоянно заходят ученицы. Валя Степанова получила двойку - она очень огорчена этим и идёт поведать о своём горе старшей пионервожатой; Света Малышева собрала более килограмма семян деревьев и, естественно, несёт их сюда; Галя Афиногенова, член совета дружины, пришла с предложением провести новый интересный сбор в отряде...
И с большими и малыми вопросами, с обидами и радостями идут девочки к своему старшему другу - пионервожатой. А Наташа смотрит на них и с гордостью думает: растёт хорошая смена - честная, деятельная, весёлая, - и в каждой из этих девочек частица её тепла, её любви к жизни, к будущему.
Неподалёку от школы, на Смоленской площади, освобождается от лесов новое, светлое высотное здание. Проходя каждый раз мимо него, Наташа с интересом наблюдает, как всё чётче и явственней проявляется художественный замысел архитектора, создавшего первое в столице высотное здание. Но в душе её нет чувства зависти ни к архитектору, ни к строителям. Она помогает создавать самую большую ценность - характер нового человека, которому предстоит строить наиболее величественное, наиболее светлое и радостное - коммунизм.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
В редакцию журнала «Смена»