Самое главное, что нужно знать о Кавказе
Это удивительное место, одно из редчайших на земном шаре по красоте, и до сих пор фактически мало известное, не смотря на близость.
Можно сто раз ехать на Кавказ - и каждый раз проходить по новым местам и удивляться новым и поразительным неожиданностям.
Проехать просто по шоссе, проложенному в горах, да еще в автобусе, это не есть горная экскурсий; такие поездки дают очень мало впечатления. Лучше всего пройти пешком, да не прямо по дороге, а заглядывать то в одно, то в другое боковое ущелье.
Вот, например, Военно - Грузинская дорога (из Владикавказа в Тифлис 220 км). Обычно ее проезжают или проходят либо «одним махом», либо, в лучшем случае, с одной или двумя короткими и общеизвестными экскурсиями в сторону от шоссе. Между тем, здесь включены десятки интереснейших ответвлений от основного маршрута. Такие ответвления возможны, разумеется, и с любой горной дороги или тропы. На примере Военно - Грузинской дороги мы и хотим показать, как можно разнообразить путешествие в горах. Нужно только захотеть, нужно только уметь отказаться от проторенных дорог, находить новое, свое. Возьмите карту местности, где пролегает ваш маршрут: карта расскажет вам много нового и неожиданного.
Выступать из Владикавказа лучше, конечно, рано утром. В первый день легко можно пройти до селения Ларс Старый (около 30 км).
На другой день надо пройти 3 км до бывшей станции Ларс, где проходит граница Грузии и откуда начинается Дарьяльское ущелье. Около двух км ущелье так узко, окружающие его скалы так высоки, что над головой виден только небольшой кусочек неба; говорят и пословица - «небо покажется с овчинку», - сложилась о нем. Затем, в том месте, где ущелье становится шире, видна скала с остатком разрушенной стены - это так наз. «Замок царицы Тамары», в котором она никогда не жила, да и жить не могла, так как это просто была крепость, охранявшая Дарьял. Внизу, на берегу Терека, находится бывший казачий сторожевой пост, а ближе к скалам расположился грузинский духан; здесь можно отдохнуть, чтобы с новыми силами итти уже в сторону от шоссе - в Кистицское ущелье, из которого вытекает речка того же имени, бросающая свои поразительно белые волны в мутный Терек, как раз против «замка Тамары». В это ущелье можно сделать две прогулки - однодневную и двухдневную.
Однодневная даст возможность пройти только до поворота ущелья на юг, а двухдневная, или еще лучше трехдневная, даст возможность побывать и на леднике Кибиша, с которого берет свое начало р. Кистицка.
Мы покидаем Дарьял и идем по правому берегу Кистинки.
С правой стороны - Кистинка с своими то матово - белыми, то блестящими как серебро и отливающими синевой водами, образующими множество небольших каскадов, а с левой - живописно разбросанные группы камней, поросших мхом, ягодными кустами и березками, между мягкой зеленью которых местами красиво выделяются темные сосны. Рамой для этих картин служат; справа - скалы, густо поросшие лесом, подступающим к самой воде и образующим даже местами островки между стремительными потоками Кистинки, а слева тянется хребет, отделяющий Кистинское ущелье от ущелья Джираховского; местами хребет этот почти отвесно обрывается в ущелье.
Если же оглянуться назад, то во всем ослепительном блеске предстанет Казбек и Девдоракский ледник с речкой Кибиша, впадающей в Терек. Видна и Военно - Грузинская дорога.
Тем, кто хочет в этот же день вернуться на дорогу, можно быть в ущелье часов до 6 - 7 вечера, так как по шоссе придется потом сделать еще три км, чтобы дойти по поселка Гвилеты. Там можно переночевать у Безуртаковых - известных проводников на Казбек.
Тем же, кто идет дальше по Кистинскому ущелью, лучше сделать привал в пастушечьем становище у грузин.
Как раз против этого места по левому склону ущелья падает водопад Куру, образуемый речкой, текущей с ледника Куру и обрывающейся здесь в Кистицское ущелье. Водопад этот довольно большой, он падает несколькими уступами, и очень красив среди зелени берез.
Далее тропинка идет по склону, покрытому мягкой травой, довольно высоко над Кислинкой, капризные воды которой принимают здесь зеленовато - голубой цвет, напоминающий оттенок ледниковых трещин. На этом пути есть только один неудобный переход - через каменистую осыпь, но он очень незначителен. Наконец, ущелье делает поворот на юг. С правой стороны его появляются красивые очертания вершины Шино с ледником того же имени, а самое ущелье становится очень широким, и большая часть его покрыта осыпями, образующимися из боковых обвалов. Насколько в нижнем течении Кистинки ущелье мягко и игриво, настолько после поворота на юг оно становится суровым и величественным.
Тропа идет то по мягкой траве, то по камням, покрывающим дно ущелья, иногда рядом с самой речкой.
По пути есть небольшая пещера на правом берегу, куда заходят охотники: можно в случае опоздания или непогоды заночевать и в ней. Но это уже очень близко от конца ущелья, куда и можно дойти в один день.
Здесь туриста со всех сторон обступят величественные горы, преградив ему дальнейший путь. Кистинка образует здесь снова несколько каскадов.
Слева возвышается куполообразная безымянная вершина, юго - западная сторона которой состоит из черных обнаженных скал, напоминающих лицо негра, с чела которого на северо - восток ниспадает снежное покрывало; складки этого покрывала, спускаясь в неглубокое ущелье, образуют там ледник. Ночевать приходится среди хаоса огромных камней, нагроможденных один на другой и образующих таким образом нечто вроде пещеры. Вследствие близости ледников, ночлег очень холоден, а потому необходимо иметь теплую одежду и по пути набрать сухих веток для костра.
На следующий день можно дойти до ледника Кибиша, путь к которому идет по левой стороне ущелья. Он со всех сторон окружен довольно высокими вершинами, между которыми есть перевал и ущелье Сно.
На леднике долго останавливаться не следует, а вернувшись на место ночлега, надо отдохнуть немного и отправляться в обратный путь, чтобы засветло спуститься на Военно - Грузинскую дорогу и заночевать в Гвилетах.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Посвящается Е. Зозуле. Фантастическая повесть