Шелковые и бархатные, вышитые золотом и серебром, развеваются знамена над сражающимися воинами наших полков и дивизий.
Чем больше знамя побывало в боях, чем больше пуль его пробило, чем больше окурено оно пороховым дымом жестоких битв, тем больше такому знамени почета и славы.
Люди умирают в боях, уходят из части, а славные дела их, их подвиги, продолжают жить. И как напоминание об этом из рук в руки, из поколения в поколение передается и бережно хранится овеянное славой воинское знамя. Воинские знамена существуют очень давно: они появились задолго до возникновения регулярных армий. И всегда воинские знамена почитались как самые священные реликвии, напоминавшие о долге, возвышенней которого не было.
Русские рати и полки уже издавна ходили в бой с развернутыми знамёнами, которые в глубокой старине называли стягами. В «Слове о полку Игореве» так описано приготовление русских войск к походу: «Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле».
Воинское знамя как бы осеняло русских стрелков, оно говорило им: «Родина благословляет вас на подвиг ратный, на смертный бой с врагом, вторгшимся на родную землю». И русские богатыри шли вперед, в жестокой сече добывая своему знамени новую победу, новую славу.
О том, что такое знамя, как к нему надо относиться, об обязанностях знаменосца хорошо сказал Пётр I:
«Знаменосцу в бою... не надлежит знамя свое оставляли под смертною казнию, но подобает ему оное в левой руке держать, а правою рукою обороняться, даже до смерти не оставляя оного...»
«А егда опасный случай учинится, тогда знамя от древка отодрать надлежит и у себе схоронить или около себя обвить и тако себя оным спасать».
Военная история русского народа знает немало подвигов, которые совершили сыны России со знаменем в руках.
Великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов лишился своего правого глаза в бою близ Алушты. Он был ранен в момент, когда со знаменем бросился вперед, воодушевляя своим примером солдат.
В 1805 году после тяжелого сражения под Аустерлицем русское командование не досчиталось тридцати знамен. Однако вскоре оказалось, что двадцать два знамени из тридцати спасены солдатами и офицерами.
Раненый картечью в ногу и штыком в бок, истекая кровью, унтер-офицер Замарин ночью на поле сражения оторвал от древка знамя своего Азовского мушкетерского полка и зашил его в рукав своего мундира. Он попал в плен к французам и два месяца пролежал в госпитале. Потом, бежав из госпиталя, доставил драгоценное знамя в Россию.
Подпрапорщик Грибовский тоже был ранен в бою и также спрятал знамя своего полка. Умирая в плену, он тайком передал его барабанщику Кириллу Павлову. Павлов, боясь, что знамя будет обнаружено, в свою очередь передал его унтер-офицеру Шамову. И Шамов вернул знамя на родину. Молодые воины! Помните эти благородные и смелые подвиги русских солдат. Будьте достойны их доблести, и пусть немеркнущая слава русского воинского знамени осенит вас на новые героические дела во славу нашей великой родины!
Наши красные знамена особенно дороги нам, так как они не только символ славы русского оружия, но и символ священной борьбы трудового народа за свою честь и свободу. Недаром на красном знамени горит кровь многих тысяч народных героев, прошедших долгий и тяжелый путь борьбы и лишений за лучшее будущее человечества.
Красное знамя стало знаменем народного восстания. В 1905 году оно развевалось над баррикадами Пресни в Москве, реяло над головами демонстрантов в Петербурге, в городах Прибалтики и в далекой Сибири.
В Томске раненый жандармами во время демонстрации рабочий Кононов успел спрятать знамя в карман. Кононов умер, его тело отправили в мертвецкую, а ночью из мертвецкой знамя достал молодой революционер Сергей Миронович Киров. Потом, когда рабочие хоронили Кононова, это знамя вновь развевалось над огромной толпой демонстрантов, которая провожала в последний путь тело своего павшего товарища.
В Москве, призывая рабочих к стачке, с красным знаменем в руках погиб замечательный революционер Николай Бауман.
В 1917 году улицы Петрограда я Москвы снова зацвели красными знаменами. Красное знамя стало государственным флагом нашей родины, стягом великой республики рабочих и крестьян.
Двадцать пять лет реет победное алое знамя над Советской страной, над героическими полками и дивизиями доблестной Красной Армии, над грозными боевыми кораблями нашего славного Военно-Морского Флота. Оно зовет нас к труду и борьбе, оно осеняет в бою, оно вдохновляет сейчас на новые подвиги в великой отечественной войне, которую мы ведем против немецких захватчиков.
В суровую пору гражданской войны, когда петроградские пролетарии героически защищали свой город от врага, подступившего к воротам революционного Питера, VII Всероссийский Съезд Советов наградил Петроград Боевым красным знаменем. Вручать знамя приехал Михаил Иванович Калинин. Он говорил тогда:
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.