Зачем же рвать волосы?
Этим кончается первое действие.
Второе действие еще более перегружено этой противоестественной, надуманной, ничего общего с живой жизнью, не имеющей декламацией. Действие происходит в штабе. Раненая Нина приходит в себя: «Где я?.. О...ой... Не могу... (Громко) О... ой... не бейте меня... не бейте, я не виновата... но виноват он... (Указывает рукой на противоположную сторону сцены)... он... Набатов... он... он... (В ужасе) предатель... о... ой... (Падает на руки Набатова, тот держит ее...)»
Позволь, позволь, т. Ивин, из телефонного разговора Угарова явствовало, что Набатов пропал без вести. Цитирую: «Угаров (Подбегает к телефону): Дайте Набатова! Да, да, что? Набатова нет? Убит? Просто так пропал без вести?.. (Бросая трубку). Негодяй, предатель, что он сделал! Сотня молодых пролетариев ляжет на поле битвы по вине его, благодаря тому, что он не проводил военной подготовки!»
И вдруг оказывается, что раненая Нина, которую он, Угаров, выбежав на пять минут, привел в штаб, падает на руки Набатова (?). У Нины оказываются прострелены два билета: партийный и комсомольский, причем на партбилете почему - то вместо «коммунистическая партия большевиков» написано: «Ленинская партия большевиков». Всем известно, что партия большевиков - это партия Ленина, но ведь твой герой читал то, что написано на билете, и это показывает твое совершеннейшее пренебрежение к деталям и подробностям.
После долгих угроз Угарова по адресу Набатова, вину которого он обещал смыть «ценой крови» (угрозы эти занимают одну треть действия, а всего в действии одна страница, т.е. никакого действия нет), опять падает занавес и начинается действие третье, которое происходит на самой границе СССР, в «помещении генералов».
Вот как изображается генерал Гулевский: «Полно, генерал... Мы им еще покажем, этим коммунистам... они узнают кузькину мать, как разрушать наш славный господствующий мир». Этот же генерал, услышав выстрелы, бежал на двор, жалуясь, что засорил желудок, а второй генерал его успокаивает: «Бог даст, все выйдет... выйдет, бог даст...» (Выстрел). Генерал убит, входят красные, и начинается действие четвертое.
«Красный уголок. За столом разбирают бумаги Угаров и командир. В другом углу сцены на кровати лежит убитая Нина». Если мне не изменила память, она была убита в начале второго действия, и так как ты, т. Ивин, нигде не упоминаешь, что она была набальзамирована, то непонятно, как сохранился труп ее до конца четвертого действия. И потом естественно ли, чтобы труп привезли в красный уголок, уложили на кровать (это в красном - то уголке кровать!) только для того, чтобы у этой кровати уселось новое лицо, только что возникшее - брат Нины, и заявило, «опустив на руки голову», что не один Набатов виноват (намек на то, что виноват, очевидно, и Угаров). Затем оно (новое лицо) начинает метаться в поисках виновного, твердя однако, что виновник - все тот же зло - полученный Набатов (тогда зачем были намеки?) Этого Набатова новоиспеченный в четвертом действии брат решает убить.
Угаров его отговаривает:
«Товарищ Громов, я тебя предупреждаю, если ты еще хоть раз заикнешься об убийстве Набатова, я буду вынужден вопрос о твоем поведении поставить на бюро. Понял?»
Но брат быстро убегает.
Угаров уходит отдать распоряжение комсомольцам о розыске Набатова, а командир, оставшись наедине струпом Нины, произносит длинную речь.
Приведу одну из фраз: «Как жаль Нину Громову. Какой ужас! Прострелена грудь и... (Громко) и два ленинских билета».
Затем сразу следует явление второе того же четвертого действия. Происходит военное обучение. Здесь опять больше разговаривают о военном обучении, нежели обучаются. Все обучение заключается в «Смирно, шагом марш, на месте, стоп... Вольно». (Все расходятся). Появляется брат Нины. Командир к нему: «Становись, товарищ Громов, в строй». Громов (Задумчиво): «Да, этого требует ленинский комсомол. (Встает в шеренгу)». Тотчас же появляется обросший бородой Набатов. Громов с криком: «Так помни, я отомщу за Нину! (Стреляет в него)».
Угаров называет Громова негодяем (кстати, это слово повторяется в пьесе много раз), рвет на голове у себя волосы (раньше рвал Набатов, теперь - Угаров). Затем он «принимает сурьезный вид и обращается к публике (так и написано «сурьезный»). В этом обращении таким же неестественным языком он говорит, что ленинский комсомол должен стать под винтовку и изучать военное дело. Этого требует IX съезд комсомола и то, что «по неопытности сегодня лежат два трупа, а завтра, может быть, капиталисты превратят нас в порошок, всех в трупы»...
Тов. Ивин, прекрати писать пьесы, а начни учиться грамматике, займись чтением хороших пьес. Примечай, как там разговаривают люди, все по - своему, каким образом добивается автор, чтобы образы его запоминались, как живые.
Внимательно приглядывайся к жизни, к своим товарищам, примечай характер и особенности каждого, записывай в свою записную книжку жизненные детали, краски, слова, подробности и, когда запасешься материалам и станешь писать пьесу, меньше отдавайся «вдохновению», больше контролируй его, не уводит ли оно тебя далеко от жизненной правды.
В жизни ты не увидишь, чтобы молодые люди рвали на голове волосы (если они не под «мукой»), как бы они ни были расстроены, - значит и в пьесе этого не допускай.
Ты увидишь, что классовый враг не «бежит на двор», а более тонко и скрытно вредит нам, - значит и в пьесе его не утрируй.
Ты научишься больше изображать и меньше разглагольствовать.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.