Лирический рисунок мелодии разрушается жесткими словами риторики:
«Вставай, моя кудрявая,
В цехах звеня,
Страна идет со славою
Навстречу дня».
Это же настроение, выраженное в иной форме, значительно дольше удержало бы песню в бытовом обиходе молодежи. Но у нас боятся впасть в аполитизм и суют «цеха», «станки», «страну» куда надо и не надо. Не понимают люди, что дело не в названиях, а в настроении, создаваемом песней. Надо хорошенько понять новые чувства строителя социализма, надо уметь выразить эти чувства без производственно - газетной номенклатуры. Тогда песня будет и социалистической и живой, человеческой. Передавая чувства молодого парня (комсомольца, ударника) к столь же молодой девушке (комсомолке, ударнице), необязательно делать лирическую песню похожей на договор о соцсоревновании.
Некоторые наши поэты, чувствуя, что надо как - то перестраиваться, чтобы отвечать запросам молодежи на лирику, пытаются идти по линии наименьшего сопротивления. Пытаются создать что - то вроде «Красного Вертинского» или «Красной Любки».
Если мы не создадим подлинной лирической песни, в быту и дальше будет процветать всякая антихудожественная дребедень и старье. Очень просто взять и написать на какой - нибудь очередной конкурс какой - нибудь очередной «текст». Гораздо труднее изучить особенности бытовой песни, ее характер, ее сильные и слабые стороны, изучить запросы поющей молодежи и на базе всего этого плюс хорошее знание нашей действительности начать создавать новую бытовую лирическую и сюжетную песню.
Я сочту выполненной задачу этой заметки, если наши советские поэты, прочтя ее, более смело и решительно будут пытаться создать бытовую песню, а молодые рабочие, читатели «Смены», своими откликами и предложениями помогут в этом трудном деле композиторам и поэтам.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.