КАК ИЗВЕСТНО из «Истории города Глупова», жили некогда на свете великие и славные народы «головотяпы», «ужееды», «губошлепы», «рукосуи», «проломленные лбы» и другие. Прославились они тем, что «лаптем щи хлебали», «левой ногой сморкались», «в трех осинах заблудились» и напоследок «комара на веревке в реку топить водили».
К этим достославным народам нынче осенью присоединяется еще один: в штате Тенесси (в Северной Америке) Дарвина засудили. Признали учение его ложным, а всех тех, кто это ученье распространял, - сеятелями отвратительной безнравственности и нарушителями общественного порядка, караемыми... 100 долларами штрафа.
Эту именно сумму и должен был уплатить некий школьный учитель городишка Дайтона в штате Тенесси после длинного судебного процесса, в котором на учителя обрушивал все громы сам постоянный кандидат в президенты С. А. Соединенных Штатов - г-н Брайан.
Разумеется, вместе с учителем особенно жестоко пострадала дарвиновская теория о происхождении человека от обезьяны. Конечно, теория никаких штрафов не платила; но за то она была признана «самым богомерзким», что есть в лживом и безнравственном учении безбожника «Дарвина».
В чем же дело? Почему двинул американский суд такую тяжелую артиллерию, как Брайан и его присные, против скромного дайтонского учителя? Почему суд демократической Америки не постыдился прославиться на весь свет не хуже головотяпов?
Что «лживого» в учении Дарвина и чем оскорбил нравственность дайтонский учитель, ознакомивший своих школьников с учением Дарвина?
Учение Дарвина очень просто и вместе с тем гениально. Все живые существа, учил Дарвин, крайне разнообразны; нет на свете ни одного, которое походило бы на другое, как две капли воды; даже листья одного и того же дерева чем-нибудь отличаются один от другого, а у всех их всегда есть различные признаки, отличающие их один от другого.
Признаки эти полезны живым существам, и тогда такие признаки облегчают им существование, или вредны, и тогда они затрудняют им существование.
Существа с полезными признаками скорее добывают себе пищу и жилье, скорее составляют себе семью и лучше оберегают свое потомство, чем те живые существа, у которых есть вредные признаки. В жизни, поэтому, они сильнее, выигрывают больше и мало помалу вытесняют своих слабых противников, обрекая их на смерть.
Поэтому между сильными и слабыми идет вечное соревнование, конкуренция из-за средств существования, которая и называется борьбой за существование. Во время этой борьбы слабые погибают, а сильные выживают.
Таким образом, в природе постоянно происходит отбор слабых; в борьбе за существование все слабые постоянно отбираются и уничтожаются, а все сильные остаются жить и размножаться на свете.
Так как родители всегда передают детям свои главнейшие признаки, то дети сильных тоже родятся сильными, хотя и разной степени.
Борьба за существование между этими потомками опять оставит только самых сильных, и, таким образом, все живое становится все более способным жить в самых трудных условиях жизни, постоянно совершенствуется или эволюционирует.
Большинство ныне живущих растений и животных – это усовершенствованные потомки своих несовершенных предков. В том числе и человек: он есть только усовершенствованный потомок некогда существовавших обезьян, похожих на теперешних горилл, шимпанзе или орангутанга*).
Вот вся суть учения Дарвина. Для того, кто принимает его учение, не нужно никаких чудес сотворения мира в шесть дней, не нужно Адама и Евы, ни ада, ни рая. Все просто: все произошло путем непрерывной эволюции, путем превращения простых живых существ в более сложные, притом самым простым способом: отбором - в борьбе за существование. И никаких богов - ни земных, ни небесных.
Никаких богов. В этом-то и есть вся суть. В этом то и лежит причина дайтонской судокомедии. Дарвин слишком больно ударил по богам, а еще больнее по попам и их господам - буржуазии разных калибров. И оттого-то американский буржуазный суд не мог не ополчиться против Дарвина и того учителя, который осмелился знакомить с дарвинизмом американских ребят. Он должен был попытаться зажать рот науке, которая подрывала устои порядков, основанных на затемнении классового сознания трудящихся.
Но удастся ли американскому суду победить Дарвина и его дело?
Никогда. Никакие приговоры никаких судов не могут уничтожить открытой научной истины, а учение Дарвина с некоторыми изменениями теперь доказано тысячами научных исследований, несмотря на бешеные усилия реакционеров очернить и обесценить эти исследования.
Дарвинизм - это сама точность. И поэтому он и победит, как победила русская революция, опирающаяся на точную науку. Победит, ибо не может не победить.
*) Современная наука, например, полагает, что отношения между обезьяной и человеком больше соответствуют отношениям двоюродных братьев, чем деда к внуку.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
1905 год в деревне