Многие эпизоды русской военной истории прошли на реках. Знаменитейшие сражения совершались на водных рубежах, Имена Калки и Дона обозначают, например, начало и конец татарского вторжения.
Форсировать водную преграду трудно. В наступлении этого лета русские войска преодолели Десну, Сож, Днепр, Припять, Проню.
Самая малая из этих рек - Проня, но и её в старину звали Броня; это река с обрывистыми берегами, глубокая, и на ней происходили великие битвы. Просто переплыть через Днепр - это уже подвиг.
Через Днепр плыл Добрыня Никитич для того, чтобы сразиться со змеем.
Перед Днепром преодолевали мы реки. Танки проходили через реки по дну. Так было написано на одном старом русском памятнике: «И небываемое бывает».
Немцы ждали нас к Днепру поздней осенью. Советские войска подошли к Днепру внезапно, переплыли реку, пользуясь понтонами и подсобным материалом. Переплыв, зацепились за тот берег, отбивая натиск немецких танков из ПТР. Днепр был форсирован. Страна не забудет имя капитана Г. И. Гурьева - командира батальона - и имя комсорга полка Ю. М. Должанского, имена сапёров и бронебойщиков. В холодной воде быстрой реки, одной из величайших рек Европы, надо было ставить мост, вбивать сваи под огнём неприятеля.
Немцы приучали свою армию к мысли, что наше наступление будет остановлено на Днепре. Слава людям, которые опровергли немецкую уверенность и перенесли войну на правобережье!
Немцы сопротивляются на правом берегу бешено, сосредоточивают десятки дивизий на отдельных участках. Но война перевалила через Днепр.
Переход через Днепр по трудности и историческому значению превосходит переход через Альпы, прославившие имена Ганнибала и Суворова.
Мы имеем за Днепром не предмостные укрепления, а целые районы и области и продолжаем сейчас возвращать родине землю прекрасной Украины, которую Пушкин звал наследием Богдана. Рядом идёт наступление через реки и болота Белоруссии. Наша армия показала, что воля страны, выраженная волей Сталина, уже диктует ход войны. Переход через Днепр показал военное и моральное превосходство советских людей над профессиональными убийцами, столетиями думающими только о войне, - немцами, которые вобрали в себя злобу мира к свободе и прогрессу и хотят закабалить русских, сделать из свободного человека раба.
Но взятие Днепра подвело итоговую черту под огромный период войны. Под чертою Днепра подписано: «Итого - человек сильнее зверя».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.