– Что, большие заработки?
– Не только.
Анна Михайловна начинает перечислять, энергично загибая натруженные пальцы:
– Детский сад – никаких проблем. Отдам и возьму ребенка, когда мне удобно. Своя столовая – кормят как дома. Все три смены. Полуфабрикатами торгуют. Свежие овощи круглый год из своих теплиц. Приемный пункт ателье. Тут же санаторий-профилакторий. У многих свое хозяйство – опять же объединение помогает. А клуб?! Там и кружки, и самодеятельность, и кино, и артисты приезжают. С жильем во всем Апшеронске плохо, но объединение и тут нашло выход. Сами дома строим хозспособом. Почему же у нас не работать?!
Каждый месяц генеральный директор проводит расширенную планерку, на нее собирается человек 80 – 90. Приходят начальники цехов и отделов, мастера, секретари партийных и комсомольских организаций, профсоюзные активисты. Здесь обсуждается все, чем живут работники предприятия: план работы Дворца культуры, помощь детскому саду, проведение спортивных соревнований... И еще обязательно – сколько человек уволилось. Кто? Почему? Сколько принято на работу? Есть ли нарушения дисциплины?
– Увольнения, нарушения дисциплины имеют самое непосредственное отношение не только к производству, но и к быту, – считает Сушков. – И потому мы занимаемся бытом так же серьезно, как и производством. Человек един по обе стороны проходной...
Вот с чего начинал Сушков. Первый год он лично беседовал с каждым, кто увольнялся с предприятия. Чаще всего увольнялись люди именно с тех участков, где были тяжелые условия работы, слабая организация труда и отсталая технология. Генеральному директору становилось ясно, что далеко не везде такое положение было следствием объективных причин. Просто люди не привыкли думать и хотеть что-то изменить. Надо было разрушить эту инерцию, разбудить инициативу не только мастеров и инженеров, но и рабочих. Дать людям почувствовать, что улучшение условий труда зависит и от каждого из них. От их отношения к своей работе. Не формального, а глубоко заинтересованного. Он обсуждал со всеми, кто работает на слабых участках, от инженеров и мастеров до разнорабочих, причины плохой работы. Разговор о нарушениях трудовой дисциплины отдельными работниками чаще всего переходил к технологической дисциплине. Потом добирались до дисциплины мышления, мышления людей, по должности ответственных за повышение производительности труда. Но тут у Сушкова опять же выходило, что думать должны не только люди с высшим и средним техническим образованием. Это обязанность каждого работника, его долг перед своими товарищами и перед самим собой. Только так можно справиться с трудностями.
Испокон века съем шпона со строгального станка являлся самой тяжелой и утомительной операцией на предприятии. Рабочий делал по 10 тысяч наклонов в смену, и казалось, что изменить что-либо здесь невозможно. Генеральный директор обратился к лучшим рационализаторам объединения: давайте подумаем вместе, может быть, можно что-либо сделать. Общими усилиями задача была решена. Сегодня выносное устройство, разработанное апшеронскими рационализаторами, применяется не только в этом объединении, но и на всех аналогичных предприятиях отрасли.
Эта и другие победы вселили в людей уверенность в собственные силы, тем более что и производство в целом налаживалось, почти исчезли авралы, простои. Любителей «скинуться по рублю» становилось все меньше, ну, а те, кто так и не расстался с давней привычкой, все больше чувствовали себя «не ко двору». Тем более что администрация стала с ними обходиться заметно жестче...
А тут как раз началось большое строительство, вызвавшее великое брожение умов, и пьянице с прогульщиком стало совсем неуютно.
Тем временем предприятие набирало силы, четкая работа позволяла досрочно осваивать новые мощности, браться за выпуск новых видов продукции, заменять ручной труд механизированным. Соответственно росли требования к квалификации рабочих, многие пошли учиться, поступили в техникумы и даже в вузы. Это, в свою очередь, не могло не отразиться и на трудовой дисциплине. Интересно, что чем лучше обстояло дело с дисциплиной в объединении, тем сильнее ощущали они на себе нарушения ее на смежных предприятиях, тем острее и непримиримее на них реагировали.
Как видите, за дисциплину можно бороться и бороться. Можно издавать сериями громыхающие приказы, а можно поставить дело так, чтобы люди болели за свою работу, дорожили ею, гордились своим предприятием. Чтобы нарушители чувствовали себя неуютно не только в кабинетах руководителей, но и прежде всего в своем рабочем коллективе.
И вот какой еще возникает вопрос: а правы ли мы, разбивая столь емкое понятие, как «дисциплина», на трудовую, технологическую, плановую, экономическую и т.д.? Может быть, существует одна-единственная для каждого из нас, где бы мы ни работали, дисциплина разумного и осознанного отношения к своим обязанностям, которая подчиняет себе все: и руки, и мысли, и чувства.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Илья Березин, директор Института биохимии АН СССР имени А. Н. Баха, член-корреспондент АН СССР, лауреат Ленинской премии
Рассказ-фантазия