Тбилисский ТЮЗ, как один из лучших в стране, приезжал минувшей осенью в Москву. В его распоряжении были сцена и зал одного из столичных театров. В день шло по два спектакля. Репетиции. Подготовка к выступлению в Кремлевском театре и по Центральному телевидению. Самое напряженное расписание, как у спортсменов в дни ответственных соревнований. Все это нравилось актерам-тбилисцам, и спектакли шли на эмоциональном подъеме, их тепло встречали зрители.
Характеры и амплуа молодых актеров самые разные, но пути, приведшие их в ТЮЗ, очень схожи, а у некоторых это и вовсе одна, общая дорога — студия при Тбилисском ТЮЗе. Ее окончили Сергей Виноградов и Иветта Нерушенко, Ольга Заболотская и Лев Солнцев. Пришли из самодеятельности в театр Светлана Евангелиди и Инга Садкова, а Джемала Вадакария друзья дружно представили нам как одного из «старейших артистов самодеятельных театров Грузии».
За свои неполные тридцать лет он, оказывается, успел сыграть почти во всех самодеятельных театральных коллективах Тбилиси и в конце концов ушел из политехнического института ради того, чтобы стать актером русского театра юного зрителя.
Молодых воспитывает, учит коллектив театра; с ними дружит, помогает им советом и режиссер В. Н. Вольгуст, проработавший четырнадцать лет в атом театре, и актеры старшего поколения — заслуженная артистка ГССР О. Я. Беленко, артист Я. М. Михайлов.
Заслугой театрального коллектива можно считать пьесу о Кубе, которую он привез и показал в Москве. Ее искали давно. «Мальчишки из Гаваны» уже шли по стране. «День рождения Терезы» — тоже. Хотелось сделать «открытие», поставить что-то свое, еще никем не показанное, но обязательно о Кубе. Пожалуй, в любом театре живет мечта: показать зрителям пьесу о кубинской революции, — и каждый актер мечтает сыграть в такой пьесе. После настойчивых поисков театр получил пьесу ленинградских драматургов Евг. Мина и Арк. Минчковского «Пламя Пуэрто-Соридо». Это рассказ о рыбаках прибрежного поселка Пуэрто-Соридо. Казалось бы, после свершения революции они могут спокойно жить и работать, но враги революционной Кубы, бывшие плантаторы, собираются высадить десант в районе этого поселка. Сигналом к высадке должен служить огромный костер. Они собирались поджечь стоящую на берегу хижину дедушки Педро.
И вот горит хижина старого Педро. Неровные блики пламени высвечивают из темноты то сверкающие гневом глаза капитана народной милиции Энрике (арт. Ю. Суханов), то загорелые лица солдат кубинской революции Лучьо (арт. Д. Вадакария), Умберто (арт. С. Виноградов), молодого учителя Фабьо (арт. Л. Солнцев), девушки-милисианос Вильмы (арт. И. Нерушенко), малыша Антонио (арт. С. Евангелиди). Это они подожгли хижину Педро, вовремя узнав о планах заговорщиков. И сейчас они ждут. Ждут, всматриваясь в море. Ждут, когда появится десант, чтобы его уничтожить.
Большой успех в этом спектакле выпал на долю исполнительницы одной из главных ролей — Галины Пряжниковой. Ее Ана-Лусия проходит сложный путь поисков места в жизни. Ана-Лусия, Анита, — лучшая певунья в поселке Пуэрто-Соридо, артистка цирка, блестяще выступающая на аренах разных стран мира, девушка, решительно вставшая на сторону своих односельчан. Это богатый материал для раскрытия творческих возможностей актрисы.
Галине Пряжниковой 25 лет. Театр — ее призвание, энтузиазм, мечты, надежды.
Дома на рабочем столе Гали — альбомы, вырезки, фотографии, картины, книги. Все они о Кубе и о кубинских женщинах. Сколько раз молодая актриса внимательно всматривалась в портреты юных героинь-милисианос, восторгаясь их отвагой и какой-то особой женственностью, красотой! Она часто думала о своих ровесницах с далекой Кубы, стараясь четче, подробнее представить свою героиню — Ану-Лусию.
Галя полюбила, эту роль. Пожалуй, сейчас это одна из самых дорогих ей ролей и, как справедливо отмечает критика, одна из самых удачных. В общем-то, они, Ана-Лусия и Галя, даже как-то сродни характерами — кубинка из поселка Пуэрто-Соридо и русская девушка из Тбилиси. Может быть, за такой «воинственный», неспокойный характер комсомольцы Тбилисского ТЮЗа полюбили свою Галку и избрали ее заместителем секретаря комсомольской организации.
Однажды на один из первых спектаклей «Пламени Пуэрто-Соридо» в театр пришли не совсем обычные зрители. Их было более двухсот, настоящих кубинцев, учащихся профтехшколы из Рустави. В тот вечер Галя волновалась больше, чем всегда: так хотелось быть похожей на настоящую кубинку, так хотелось, чтобы те, кто заполнил в тот вечер зал, словно побывали в эти часы у себя на родине!
— Когда я смотрел на вас, я чувствовал Кубу, думал о ней. Вы очень похожи на мою сестру, — сказал после окончания спектакля Гале Пряжниковой смуглый кубинец и протянул ей фотографию.
— Ой, Галя, ты? — спрашивали актеры, рассматривая снимок.
— Его сестра. На Кубе, — объяснили кубинцы, собравшиеся на сцене и окружившие исполнителей тесным кольцом.
Они стояли плечом к плечу, как братья и сестры: актеры, не снявшие формы солдат кубинской революции, не смывшие «загорелого» грима, и недавние солдаты народной армии Кубы.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.