Певец русского народа

А Каменский| опубликовано в номере №638, декабрь 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

Источник силы искусства замечательного русского живописца Васнецова, секрет его долголетней популярности в крепкой и многосторонней связи с народным творчеством, великим знатоком которого он был. Влечение художника к золотым россыпям народного эпоса было неизменным. Из них он черпал материал для создания многих своих произведений.

«Мы только тогда и внесем свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, - писал Васнецов, - когда все силы свои устремим на развитие своего родного искусства, т.е. когда с возможным для нас совершенством и полнотою изобразим и выразим красоту, мощь, смысл родных наших образов, нашей русской природы и человека, нашей настоящей жизни, нашего прошлого...»

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая (по новому стилю) 1848 года в селе Лапьял, Вятской губернии. Суровая и величавая природа родного края, близкое знакомство с жизнью крестьян, их песнями и сказами сыграли немалую роль в формировании художника.

Родители - Васнецов происходил из семьи сельского священника - послали будущего художника учиться в духовное училище, а затем в семинарию. Но стремление стать живописцем победило, и в 1867 году, бросив семинарию, Васнецов направляется в Петербург, в Академию художеств. Учиться было нелегко. Обширная и сложная академическая программа требовала кропотливой и трудоемкой работы, а юноше надо было еще добывать средства к существованию.

Годы обучения в Академии художеств (1868 - 1875) проходят под знаком увлечения темами из жизни городской и сельской бедноты. Жанровые полотна Васнецов создает и в первые годы после окончания академии. Несомненно, что это во многом объясняется влиянием «передвижников» - передового демократического направления в русском изобразительном искусстве второй половины XIX века.

«Передвижники» чаще всего выступали именно как жанристы. В своих полотнах они с глубоким сочувствием изображали народ, обличали его угнетателей, смело затрагивали социальные вопросы. К таким произведениям относятся и многие ранние картины Васнецова. Особенно характерна в этом отношении известная картина «С квартиры на квартиру» (1876 год). Стасов писал о ней: «Я думаю, каждый из нас таких встречал. Что за бедные люди, что за печальная природа человеческая! Два узелка да кофейник - вот все их имущество; истасканный печальный салопишко, потертое до нитки пальтишко, платочек на голове у одной, поднятая вверх ушами шапка на голове у другого - вот весь их гардероб. Но какая тоска и унылость вокруг! Они идут, согнувшись и прижавшись друг к другу... Прекрасная картина! И написана она прекрасно...»

Но все же не жанровые картины, несмотря на их бесспорную ценность, составляют основной вклад Васнецова в русское искусство. Блестящий талант художника, его творческая фантазия и мастерство в полной мере развернулись лишь в произведениях на фольклорно - былинные темы.

Еще в 1870 году Васнецов создает акварель «Витязь», рисует иллюстрации к сказкам «Жар-птица» и «Конек-горбунок». Это были первые, еще робкие опыты. В дальнейшем художник принимается за глубокое изучение русской истории, народного творчества, древнего зодчества, костюмов, оружия. Он делает множество подготовительных работ и в конце 70 - х - начале 80-х годов создает одно за другим значительные полотна по мотивам фольклора и родной истории.

Прогрессивные деятели русской культуры всегда отчетливо понимали, какие огромные творческие силы таятся в народе.

Воспевая могущество героев - богатырей, народные мечты и чаяния, отразившиеся в былинах и сказах, передовые художники воспитывали в сердцах своих современников патриотическую гордость, любовь к народу, веру в его неиссякаемые силы и светлое, свободное будущее.

Знаменитая картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» - это гимн мужеству и стойкости русских людей, в тяжелых и упорных боях отстаивавших свою независимость. Сюжет картины навеян замечательным памятником древнерусской литературы - «Словом о полку Игореве». Полотно изображает трагический конец неравной битвы войска князя Игоря Святославича с половцами. Раздольная южная степь, освещенная кроваво - пурпурными лучами заходящего солнца. На пышном ковре трав - тела погибших русских воинов.

Картина Васнецова - это не только песня в память погибших. Недаром говорят, что на полотне показаны не убитые, а как бы спящие богатыри: так много в их облике силы, красоты, благородства. Особенно выразителен витязь, широко раскинувший руки: он и мертвый страшен врагам. Печатью доблести и мужества отмечены образы защитников русской земли. И хотя художник запечатлел эпизод поражения, чувствуется, что это поражение временное, что непобедим народ, рождающий таких отважных и могучих воинов.

В картине «Витязь на распутье» Васнецов продолжил разработку образа былинного воина - богатыря. Витязь, задумавшись, опустив копье, остановился у камня, на котором начертаны вещие слова:

Как прямо ехати –

Живу не бывати...

Рядом с камнем зловеще белеют череп и кости. Очевидно, кто - то пытался уже двинуться прямой дорогой...

Атмосфера таинственности, сказочности превосходно передана художником. Картина говорит о том, как труден, но почетен выбор прямой дороги в жизни - самоотверженной и славной дороги героев.

Наиболее полное и сильное выражение темы воина - богатыря в творчестве Васнецова - картина «Богатыри», законченная в 1898 году. Почти четверть века напряженного труда отдал художник этому монументальному полотну, которому суждено было занять почетное место в числе шедевров русской живописи.

Первоначальное название картины - «Богатыри - Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле - нет ли где ворога, не обижают ли где кого» - достаточно ясно раскрывает ее содержание. Любимые герои русского эпоса - Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович - воплощают в себе лучшие качества русского народа: любовь к родине, благородство, ум, отвагу. В то же время у каждого из богатырей есть свои, присущие только ему черты. Илья Муромец - самый старший и самый могущественный. Он полон силы и мудрой, спокойной решимости. Добрыня Никитич прославился своей безудержной храбростью. Вот и сейчас он, еле сдерживая коня, держится за меч, готовый к битве. Алеша Попович ловок и смекалист. Его тонкое, красивое лицо задумчиво. Все трое крепкой заставой стоят на рубеже русской земли.

Ряд других сказочно - былинных полотен Васнецова, прежде всего замечательная «Аленушка», - это иная, лирическая линия его творчества. В «Аленушке» художник создал трогательный образ девочки - сироты. «Иван - царевич на сером волке», «Ковер - самолет» и некоторые другие картины, развивающие лирическую линию, пленяют мастерством воплощения фантастических образов народных сказок.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены