В живописной местности, в двадцати километрах к юго - востоку от уездного города Дуньхуан (провинция Ганьсу), возвышается гора Миншашань. На ее склоне, в отвесном массиве песчаника, насчитывается 476 пещер. Они расположены в несколько ярусов и соединены узкими извилистыми коридорами и ходами.
Первые пещеры были вырублены здесь в четвертом веке нашей эры буддийскими монахами, которые совершали в них религиозные обряды. Со временем количество пещер росло. Художники украшали их фресками. скульптурами, расписывали стены и потолки. Так возникли пещерные храмы Дуньхуана.
В них до наших дней сохранились прекрасные образцы древней китайской живописи, скульптуры и архитектуры. Центральную часть массива занимает ниша тридцатишестиметровой высоты, где помещена фигура сидящего Будды, прикрытая девятиярусной деревянной пагодой с резными украшениями. Близ горы, в тополевой роще, разбросаны одноэтажные домики, в которых некогда жили монахи.
При осмотре пещерных храмов бросается в глаза то, что часть фресок вырублена, а многие ниши пустуют. Это результат «деятельности» иностранных «ценителей искусства». Первым еще в начале XX века в Дуньхуане поживился известный английский шпион Аурел Стейн. Вслед за ним отсюда вывез ряд ценностей француз Пауль Пеллиот. В 1924 году американец Вернер похитил из храмов два десятка лучших картин и вывез несколько скульптур.
Среди них была одна из самых красивых статуй Танской эпохи «Богиня Гуаньин». В дни гоминдановского режима богатейшая сокровищница древней китайской культуры подверглась дальнейшему разграблению.
После победы революции в 1949 году Народное правительство учредило научно - исследовательский институт, коллективу которого во главе с известным художником Чан Шу - хуном было поручено изучать и сохранять художественные ценности пещерных храмов Дуньхуана.
Изучение шедевров декоративного и изобразительного искусства в пещерных храмах дает возможность проследить историю зарождения, формирования и развития китайской национальной культуры. Тысячи настенных картин, буддийские книги, свитки, изделия из шелка, гравюры рассказывают о жизни, труде, быте, обычаях, нравах многих поколений китайского народа.
В пещерных храмах, кроме богатейшей коллекции фресок и плафонов, хранится также свыше двух тысяч различных скульптурных произведений. Большинство их сделано из дерева, соломы и глины. Статуи Будды, воинов, сочетающие в себе тонкость и изящество линий с прекрасным подбором красок, дают наглядное представление о скульптуре прошедших эпох.
Научно - исследовательский институт Дуньхуана проводит сейчас огромную работу по реставрации скульптур, фресок и других исторических памятников, ставших достоянием народа.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
К 200-летию со дня рождения Моцарта