Пещерные храмы Дуньхуана

В Кассис| опубликовано в номере №688, январь 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

В живописной местности, в двадцати километрах к юго - востоку от уездного города Дуньхуан (провинция Ганьсу), возвышается гора Миншашань. На ее склоне, в отвесном массиве песчаника, насчитывается 476 пещер. Они расположены в несколько ярусов и соединены узкими извилистыми коридорами и ходами.

Первые пещеры были вырублены здесь в четвертом веке нашей эры буддийскими монахами, которые совершали в них религиозные обряды. Со временем количество пещер росло. Художники украшали их фресками. скульптурами, расписывали стены и потолки. Так возникли пещерные храмы Дуньхуана.

В них до наших дней сохранились прекрасные образцы древней китайской живописи, скульптуры и архитектуры. Центральную часть массива занимает ниша тридцатишестиметровой высоты, где помещена фигура сидящего Будды, прикрытая девятиярусной деревянной пагодой с резными украшениями. Близ горы, в тополевой роще, разбросаны одноэтажные домики, в которых некогда жили монахи.

При осмотре пещерных храмов бросается в глаза то, что часть фресок вырублена, а многие ниши пустуют. Это результат «деятельности» иностранных «ценителей искусства». Первым еще в начале XX века в Дуньхуане поживился известный английский шпион Аурел Стейн. Вслед за ним отсюда вывез ряд ценностей француз Пауль Пеллиот. В 1924 году американец Вернер похитил из храмов два десятка лучших картин и вывез несколько скульптур.

Среди них была одна из самых красивых статуй Танской эпохи «Богиня Гуаньин». В дни гоминдановского режима богатейшая сокровищница древней китайской культуры подверглась дальнейшему разграблению.

После победы революции в 1949 году Народное правительство учредило научно - исследовательский институт, коллективу которого во главе с известным художником Чан Шу - хуном было поручено изучать и сохранять художественные ценности пещерных храмов Дуньхуана.

Изучение шедевров декоративного и изобразительного искусства в пещерных храмах дает возможность проследить историю зарождения, формирования и развития китайской национальной культуры. Тысячи настенных картин, буддийские книги, свитки, изделия из шелка, гравюры рассказывают о жизни, труде, быте, обычаях, нравах многих поколений китайского народа.

В пещерных храмах, кроме богатейшей коллекции фресок и плафонов, хранится также свыше двух тысяч различных скульптурных произведений. Большинство их сделано из дерева, соломы и глины. Статуи Будды, воинов, сочетающие в себе тонкость и изящество линий с прекрасным подбором красок, дают наглядное представление о скульптуре прошедших эпох.

Научно - исследовательский институт Дуньхуана проводит сейчас огромную работу по реставрации скульптур, фресок и других исторических памятников, ставших достоянием народа.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены