Дипломная работа молодого режиссера

Б Покровский| опубликовано в номере №688, январь 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

На сцене филиала Большого театра шла генеральная репетиция оперы Д. Обера «Фра - Дьяволо». Спектакль поставил Г. Ансимов, выпускник Государственного института театрального искусства имени Луначарского. Это была его дипломная работа. Вполне понятно, что молодой режиссер волновался. Как зритель воспримет спектакль? Волнение молодого режиссера передалось и мне, его руководителю.

Но по мере того как развивалось действие оперы, все яснее становилось: спектакль поставлен талантливо, новаторски.

Попытаемся же проследить, что по - новому увидел и осмыслил Г. Ансимов в опере знаменитого французского композитора.

Как известно, произведение это было создано под впечатлением реальных исторических фактов и главный герой оперы - Фра - Дьяволо - существовал в действительности. Его настоящее имя - Микеле Пецца. Ученик итальянского ремесленника, он руководил партизанским движением калабрийских крестьян.

Постановщик правильно понял стремление композитора прославить Микеле Пецца - мужественного и благородного друга бедняков. И эту мысль он сделал лейтмотивом своей работы.

Оставив в неприкосновенности партитуру оперы, Г. Ансимов не остановился перед тем, чтобы изменить финал спектакля. Если по замыслу автора либретто Э. Скриба Фра - Дьяволо ловят и арестовывают, то Ансимов вводит другую концовку, связанную с новым действующим лицом – сельским священником. Ранним утром монах направляется к себе в часовню. Фра - Дьяволо, соблазнив его внушительной суммой денег, меняется с ним костюмами. Переодетый в сутану, он присутствует на свадьбе, где узнает о заговоре против себя. Дело оборачивается так, что вместо Фра - Дьяволо арестовывают священника, щеголяющего в его одежде.

Если обратиться к музыке Обера, то легко убедиться, что такое решение финала находится в полном соответствии с замыслом композитора. Еще в первом акте Церлина в своей арии характеризует Фра - Дьяволо как друга бедняков, как народного героя. И музыка этой арии звучит приподнято, героично. Знаменательно, что к этой торжественно - героической теме Обер возвращается в конце оперы с явным желанием возвеличить своего героя.

Таким образом, новая концовка не может трактоваться как вольность в обращении с оперным либретто. Наоборот, Ансимов сделал удачную и творчески оправданную попытку устранить несоответствие между либретто и музыкальными замыслами композитора.

Или вот другая подробность режиссерской работы Ансимова. Хорошо изучив традиции французской музыкальной комедии, он ввел в действие разговорные сцены, которые придали спектаклю черты большей жизненной убедительности.

Мне хочется отметить и еще одну режиссерскую находку.

В эпизоде первого акта постановщик счел необходимым показать зрителю, что перед ним не маркиз, а Фра - Дьяволо. Как этого достичь? На сцене хозяин таверны, его дочь - красавица Церлина и чета богатых туристов - англичан. Ансимов подсказывает актерам такой ход: когда жена англичанина направляется с мужем в дом, «маркиз» как бы случайно выбивает тростью сумочку из ее рук; подняв сумку, он, незаметно для окружающих, проверяет, нет ли в ней денег, и потом с поклоном подает ее англичанке.

Трудно в рамках небольшой беседы раскрыть все стороны многогранной и сложной работы режиссера музыкального театра. Мы попытались коротко рассказать о том, как создавался этот интересный спектакль, который оценили на «отлично» не только члены Государственной экзаменационной комиссии, но и многочисленные зрители.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены