Судьба новаторов подводного судостроения Никонова, Черновского и Шильдера была судьбой многих русских изобретателей. В начале XX века «Русское техническое общество» рассматривало проект подводной лодки братьев Карышевых. В отличие от иностранных изобретателей, занимавшихся почти исключительно военным подводным судостроением, талантливые братья – инженеры разработали совершенно новый тип подводного судна, имеющего назначение мирное, коммерческое и отчасти научное. Благодаря особому устройству корпуса лодка Карышевых могла выдержать огромное давление воды. Это дало бы ей возможность опускаться да очень большую глубину, производить там работы по подъёму затонувших судов и по изучению морского дна.
Проект Карышевых не был осуществлён, так как царское правительство мирным подводным судостроением не интересовалось.
Однако авторитетная учёная комиссия нашла в проекте инженеров Карышевых очень много ценного.
Другой русский конструктор подводного судна, электротехник Апостолов, в 1889 году предложил весьма оригинальный проект подводной лодки, способной развивать очень большую скорость.
Почти одновременно с братьями Карышевыми и с Апостоловым два русских конструктора, Иван Заковенко и Михаил Багриков, самостоятельно разработали оригинальный проект подводной лодки. Это судно было построено на Одесском судостроительном заводе, в 1895 году спущено на воду и совершило успешный переход из Одессы в Севастополь.
Это первое подводное судно, совершившее дальний переход (310 км), носило название «Россия». Благодаря особому устройству двух своих винтов оно способно было развивать скорость в 6 раз большую, нежели самая совершенная по тем временам подводная лодка американской компании «Голланд».
Начало практического строительства русского подводного флота относится к 900 - м годам.
Три наиболее опытных специалиста судостроения - инженеры Бубнов, Беклемишев и Горюнов - с радостью взялись выполнить это задание. Они разработали отличный проект, и первая подводная лодка «Дельфин», положившая начало русскому подводному флоту, в 1903 году сошла со стапелей Балтийского завода. По отзывам специалистов, она по своим качествам стояла гораздо выше американских подводных лодок.
В дальнейшем Балтийский завод выпустил ещё 5 подводных лодок типа «Дельфин», и к 1908 году Россия уже располагала небольшим подводным флотом, построенным русскими инженерами, по русским проектам, на русских судостроительных заводах. С течением времени этот флот увеличивался, но настоящий могучий подводный флот на наших морях появился только после Октябрьской революции, великая советская держава, создав свою мощную социалистическую индустрию, смогла построить первоклассный подводный флот. Героические подвиги советских подводников в годы Великой Отечественной войны утвердили за советским подводным флотом славу лучшего в мире.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.