О работе студенческих научных обществ
Уже несколько лет существуют во многих вузах страны студенческие научные общества (CHO). С каждым годом всё больше и больше студентов берёгся за научно-исследовательскую работу. Да это и не удивительно: важность существования СНО подчёркивают и наглядно показывают сама жизнь, успехи работы обществ.
Каждый успевающий студент, стремящийся к углублению своих знаний, может найти в СНО - и в большинстве случаев находит - возможности для плодотворной работы. Ему предоставляются необходимая литература, консультации специалистов, лабораторная и заводская базы.
За последние два года значительно увеличилось число студентов, занимающихся научной работой: в Московском высшем техническом училище имени Баумана и Строительном институте Моссовета, например, - почти в 2 раза, в Московском полиграфическом институте - в 2,5 раза. Общества и отдельные члены их на деле доказали, что они способны решать серьёзные вопросы науки и производства.
Студент Полиграфического института В. Самойлов помог нескольким типографиям внедрить специальные резцы для обработки стереотипов.
Студенты МВТУ Г. Баландин и Л. Борисов предложили заводу имени Войкова рационализировать литьё радиаторов центрального отопления, что сулит заводу 200 тысяч рублей экономии в год. Внедрение в производство предложений, внесённых студентами МВТУ за последние полтора - два года, даст экономии свыше 1 миллиона рублей в год. Показателем ценности работ является и тот факт, что студенты МВТУ имеют более 50 авторских свидетельств.
Большую работу проводят студенты по популяризации научных и технических знаний.
Многие профессора и преподаватели наших вузов не жалеют ни сил, ни времени для того, чтобы сделать научную работу студентов интересной и полезной. Но есть ещё, к сожалению, преподаватели, которые относятся к деятельности научных кружков равнодушно и формально.
Первые навыки самостоятельной работы над книгой, с приборами и аппаратами дают занятия в студенческих научных кружках при общетехнических кафедрах. Однако как раз общетехнические кафедры и вызывают большинство нареканий со стороны СНО и дирекций вузов. Залогом увлекательных занятий в кружках, а значит, и успешной учёбы является вовлечение студентов в научную работу с первого курса (целесообразнее со второго семестра). Однако хронически, из года в год, кафедры упускают этот важный момент и организуют кружки с запозданием на два месяца. Так разбивается о стену безразличия активность первокурсников. Ещё большим препятствием для работы студентов является то, что кафедры, заранее не подготовившись, часто не могут принять всех желающих.
Студенческое научное общество - добровольная организация. Главный стимул для студента, работающего в научных кружках, - интерес. Никакими административными мерами не подменить этого стимула. Вызвать же интерес к научной работе может только преподаватель, педагог, с любовью относящийся к стремлениям студентов. Оторванность тематики от запросов народного хозяйства служит часто причиной отказа студентов от участия в работе СНО. Нередко разработанная тематика страдает существенными недостатками: не подчёркиваются важность, актуальность и перспективы данной работы, не указывается направление, по которому должно вестись исследование, не указывается литература.
Мы считаем наиболее правильным применять предложенный студенческим научно-техническим обществом МВТУ цикличный метод работы, который использует активность первокурсников и направляет их на верный путь. Метод организации цикличной работы состоит из трёх этапов.
Студенты, пришедшие на специальную кафедру, знакомятся со своей будущей специальностью и с помощью преподавателя избирают область дальнейшей работы.
После получения необходимых знаний на младших курсах кругозор студентов значительно расширяется, а также накапливается опыт работы в кружках при общетехнических кафедрах.
Вернувшись на специальную кафедру, студенты, на основе накопленных знаний и опыта, переходят к расчётам и конструированию и зачастую претворяют свои идеи в жизнь.
Первые опыты осуществления этого плана дали положительные результаты.
Однако если начальный этап проходит сравнительно успешно, то на последующем встречаются известные трудности. В МВТУ имени Баумана, Строительном институте Моссовета, Полиграфическом институте профессора и преподаватели слабо используют лекции и семинары для популяризации научных студенческих работ. Они порой перекладывают всю организационную работу на плечи советов СНО. Не используются ими институтская многотиражная и стенная печать и радио, а между тем они могут и должны стать мощным средством пропаганды научной работы студентов.
Часто, когда студент начинает работать в кружках при специальных кафедрах, возникает серьёзное препятствие - чрезмерная перегруженность ведущих членов кафедр, из-за чего научное руководство темами иногда поручается малоопытным инженерам.
Осуществить целеустремлённый двухгодичный план можно только при всемерном участии и помощи научных руководителей.
Научный руководитель должен быть воспитателем студентов и нести свои обязанности не как «общественную нагрузку», а как важный элемент педагогической работы.
Необходимо наладить творческое прохождение производственной практики, чтобы ни одна группа студентов не вернулась в институт, не оказав помощи заводу, производству. Руководителям производственной практики следует заранее подготовлять темы для научной работы студентов во время практики.
Успехи студенческих научных обществ в значительной мере зависят от того, какое внимание уделяют им Учёные советы институтов. Учёным советом Полиграфического института, например, до последнего времени вопросы работы СНО не обсуждались вообще. Контроль за выполнением решений Учёных советов по работе общества носит случайный, несистематический характер, что приводит к невыполнению этих решений кафедрами.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.