Первая кругосветная

Денис Логинов|19 Ноября 2013, 12:54
  • В закладки
  • Вставить в блог

19 ноября 1770 года родился Иван Федорович Крузенштерн

 

Опубликовано в № 7, 2013 

Имя Ивана Фёдоровича Крузенштерна золотыми буквами вписано в историю русского мореплавания. Именно он вместе с Юрием Лисянским на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первую русскую кругосветную экспедицию. И никого не волнует, что родился Адам Иоганн фон Крузенштерн в Эстонии, и там же в таллиннском соборе погребен. Он навсегда принадлежит России, как один из ее героических сынов.

 

Потомок обрусевшего немецкого дворянского рода, сын судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна родился в поместье родителей в Эстонии в ноябре 1770 года. С двенадцати лет он обучался в церковной школе в Ревеле, а затем судьба сделала резкий поворот: пятнадцатилетнего подростка отправили в Кронштадт, в Морской кадетский корпус.

Учение пришлось прервать досрочно: в связи с войной со Швецией в мае 1788 года кадет Крузенштерн был выпущен из Корпуса в чине мичмана и направлен служить на 74-пушечный корабль «Мстислав». Отличился в Гогландском сражении, участвовал в менее известном, но не менее героическом Эландском сражении, и еще в целой серии морских боев, после чего был произведен в лейтенанты.

Обычная биография российского моряка, но…

Но в 1793 году - очередной крутой поворот: лейтенанта Крузенштерна посылают для изучения морского искусства в Англию. С английским флотом он отплыл к северным берегам Америки, где участвовал в сражениях с французскими судами, посетил Барбадос, Суринам, Бермудские острова, ходил в Бенгальском заливе с целью исследовать ост-индийские воды и открыть русской торговле маршрут в Ост-Индию, а по возвращении в Россию был награжден орденом Святого Георгия четвертого класса.

Занявший престол после гибели отца Павла I, погибшего при загадочных обстоятельствах, молодой и романтичный Александр I горячо поддержал проект о первой русской кругосветной экспедиции. В 1802 году проект Крузенштерна был вытащен из-под сукна и высочайше утвержден.

В начале августа 1803 года при большом стечении народа экспедиция Ивана Крузенштерна вышла из Кронштадта на двух парусных шлюпах - «Надежда» (на борту которого находилась миссия в Японию во главе Николаем Резановым) и «Нева» (которым командовал однокашник и помощник Крузенштерна капитан Юрий Лисянский). Главная цель плавания заключалась в исследовании устья Амура и соседних территорий для выявления удобных мест и маршрутов снабжения товарами русского Тихоокеанского флота. После продолжительной стоянки у острова Санта-Катарина (побережье Бразилии), когда на «Неве» пришлось заменить две мачты, суда впервые в истории русского флота пересекли экватор и направились на юг. 3 марта обогнули мыс Горн и через три недели в Тихом океане разлучились, чтобы встретиться у Маркизских островов.

От них шлюпы вместе проследовали к Гавайским островам, где вновь разошлись: «Нева» отправилась к берегам Аляски, а «Надежда» прибыла в Петропавловск-Камчатский в июле 1804-го.

Затем Крузенштерн доставил Резанова в Нагасаки и обратно, по дороге описав северные и восточные берега залива Терпения. Впервые он сделал снимки около 1000 км берегов Сахалина, пытался пройти на юге между островом и материком, но не смог и ошибочно решил, что Сахалин - не остров и соединен с материком перешейком.

Участники первой российской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в географическую науку, стерев с карты ряд несуществующих островов и уточнив положение существующих. Они провели измерения температуры воды на глубинах до 400 м,  определили ее удельный вес, прозрачность и цвет, выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана.

Во время этого плавания было положено начало систематическим глубоководным исследованиям океана, Крузенштерн произвёл опись части Курильских островов, побережий Сахалина, Камчатки, некоторых островов Японии.

Беспримерное в истории отечественного мореплавания путешествие закончилось блистательно. Оно не только имело неоценимое научное и практическое значение, но и явилось новым доказательством доблести и трудолюбия русских моряков, а также полностью подтвердило мысль о том, что доставлять товары на большие расстояния удобнее и выгоднее именно морским путем.

Крузенштерн был очень хорошо развит физически. По словам современников, он сильно выделялся среди окружающих атлетическим телосложением, превосходя сильнейших матросов возглавляемой им экспедиции. Доподлинно известно, что он в этом путешествии, несмотря на недоумение коллег, возил с собой две двухпудовые гири и ежедневно занимался с ними по 30-40 минут, выполняя своё любимое упражнение - швунг жимовой.

Иван Федорович очень любил домашних животных. В путешествиях его постоянно сопровождал спаниель, любимец всей команды. Перед каждым отплытием вошло в добрую традицию каждому члену экспедиции потрепать спаниеля за длинные висячие уши, и действительно, путешествия проходили на удивление гладко. Известны буквально анекдотические ситуации, когда дикари, в жизни не видевшие животных с настолько длинными висячими ушами, в ужасе разбегались. В своих записках об этом путешествии Крузенштерн рассказывает много любопытного о быте и нравах дикарей.

Описание путешествия и результаты океанологических и этнографических исследований он изложил в 3-томном труде «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева».

Отечественные ученые приветствовали российских первооткрывателей. Петербургская Академия наук направила Крузенштерну специальное послание:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены